Если Вы планируете получить кредит, то для начала необходимо понять какие этапы проходит заявка.
Есть несколько факторов на которые Банки обращают внимание, и проанализировав самостоятельно эти факторы, Вы будете понимать какие у Вас шансы оформить кредит в Банке.
В данной статье речь будет идти именно о кредите без залога наличными, проще говоря - "Потребительский кредит" (кредитные карты, кредит на товар, автокредит, ипотечный кредит, кредит под залог недвижимости имеют схожую специфику рассмотрения в некоторых моментах, но везде есть свои нюансы, поэтому про эти кредитные продукты в этой статье говорить не будем).
Итак, заемщик проходит в Банке несколько стадий рассмотрения:
1) Скоринг - программная проверка, т.е. проверку осуществляет не человек, а программа, которая, на сегодняшний день, может собрать, достаточно, много информации из различных источников, где хранятся Ваши данные. Но основные показатели, на которые идет уклон это:
- Кредитная история - проверяется Ваша дисциплина по оплате действующих и закрытых кредитов.
- База ФССП - проверяется наличие штрафов.
- Наличие уголовных правонарушений.
- Проверка паспорта на действительность.
Все это Вы можете проверить самостоятельно, при этом кредитную историю, базу ФССП и действительность паспорта Вы можете проверить не вставая из-за компьютера и бесплатно.
Для проверки кредитной истории в поисковике необходимо написать - НБКИ (Национальное Бюро Кредитных Историй).
Для проверки данных в ФССП просто прописать данную аббревиатуру.
Для проверки паспорта - проверить паспорт на действительность.
Если первичную проверку Вы прошли, то заявка переходит на следующий этап.
В следующих статьях опишу детально как осуществить проверки.
2) Проверка службой безопасности/аналитиками - в данном случае проверку осуществляет человек, который в дальнейшим звонит потенциальному заемщику, контактным лицам и работодателю, на данном этапе проверяют такие данные как:
- Соответствие анкетных данных предоставленным документам.
- Достоверность предоставленной информации и документации.
- Информация о работодателе.
- Наличие отчислений в ПФР - другими словами официальность ваших доходов.
- Оценивают финансовую нагрузку по отношению к доходу.
После проверки данной информации, либо начинают звонить по указанным номерам телефонов с проверкой по указанным данным, либо, отказывают, если находят несоответствие действительности или регламенту Банка.
Если звонок с вопросами состоялся, то вероятнее всего, проверку Вы прошли, но теперь необходимо ответить на вопросы, подготовленные у сотрудником, который осуществляет телефонную проверку.
На все вопросы должны быть четкие ответы, а если Вы, действительно, чего-то не знаете, например, по данным компании, то так и сказать, что эти вопросы лучше адресовать руководству или бухгалтерии компании.
Вы должны знать:
- Название компании в которой работаете
- Фактический адрес работодателя
- Размер ЗП
- Стаж на данном месте работы
- Вашу должность
- Телефон работодателя
- Цель кредита в деталях
Вы можете не знать:
- Банковских реквизитов компании работодателя (если Вы не бухгалтер или руководитель компании).
- С какой суммы идут отчисления за Вас в ПФР (парадокс, но это, действительно знают не все, получая на руки весь размер ЗП, некоторые люди не задумываются о том, что отчисления в ПФР идут с суммы меньшей реального заработка, т.е. человек получает на руки 50 тыс. руб., а отчисления идут только с 12 тыс. руб.).
- Точное количество сотрудников оформленных официально.
- Личные номера телефонов вышестоящего руководства и бухгалтерии (как правило, телефоны для приема звонков прописаны в справке о доходах).
Есть, конечно, еще ряд вопросов, на которые Вы должны или не должны знать ответы, но, как правило, это интуитивно понятно.
По итогу звонков потенциальному заемщику, контактным лицам и работодателю, сотрудник Банка выносит решение о переходе заявки на следующий этап, либо, если это в его компетенции, выносит окончательное решение по заявке.
3) Рассмотрение заключения от службы проверки руководителем отдела, либо рассмотрение на кредитном комитете - данная практика, чаще, используется не в крупных Банках при заявках на крупные суммы, здесь взвешивают все за и против и принимают окончательное решение.
На сегодняшний день IT технологии совершенствуются и Банки этим охотно пользуются, очень много заявок рассматривается программным методом, где заложен определенный алгоритм действий программы, которая производит сложные расчеты и выдает решение без участия человека, поэтому при обращении за кредитом необходимо понимать, что хранящаяся о Вас информация в различных источниках может быть использована для принятия решения по заявке, именно, программным методом.
Благодарю за прочтение, Уважаемые пользователи, буду рад если для кого-то статья оказалась полезной. В дальнейшем буду разбирать детально информацию по кредитной истории, ФССП, так же затрону тему скорингового балла, который рассчитывается по каждому человеку, который пользуется кредитами, отчасти, благодаря ему заемщики получают быстрый отказ или быстрое положительное решение по заявке.
А как у Вас обстоят дела с обращениями за кредитами? И насколько актуальный вопрос в получении кредита в сегодняшней ситуации?