Найти в Дзене
Диссернет

Экспертиза диссертации Грибковой (Починок) Натальи Борисовны

-2

-3

библиографическом списке указана работа Шаталова С.Д. (№174 на стр. 402), в тексте диссертации указанный исследователь упоминается дважды (на стр. 5-6 введения), а ссылку на его труды можно найти лишь раз (стр. 90). Сведений о наличии у Шаталова С.Д. совместных работ с соискателем не имеется.
В 2001 г. у соискателя в соавторстве с Умаровой И.Э. вышла монография (№1 на стр. 50 автореферата соискателя), однако ссылок на нее в тексте диссертации нет, как нет записи в библиографическом списке либо иных упоминаний Умаровой И.Э. и ее работ.
За процессом омоложения 1994 г. до 2004 г. можно понаблюдать на стр. 284, а 1998 г. и 2000 г. до 2004 г. – на стр. 285, 286 и стр. 291 соответственно.

1) Умарова И.Э. (2000), стр. 55:

«Особенность германской бюджетной системы состоит в том, что налоговые доходы всех трех звеньев власти формируются преимущественно на базе долевого участия в главных видах налогов: личном и корпоративном подоходных налогах, и НДС. Удельный вес этих поступлений в налоговых доходах консолидированного бюджета Германии с середины 60-х годов увеличился с 39% до 75%. Доля совместных налогов в налоговых доходах федерального бюджета составляет около 75%, в бюджетах земель – в среднем 87%, в местных бюджетах – 41%».

Грибкова Н.Б. (2005), стр. 135:

«Особенность германской бюджетной системы состоит в том, что налоговые доходы всех трех звеньев власти формируются преимущественно путем долевого участия в главных видах налогов: личном и корпоративном подоходных налогах, и НДС. Удельный вес этих поступлений в налоговых доходах консолидированного бюджета Германии увеличился с 39% в 60-х годах до 75% в 2003 г. Доля совместных налогов в доходах федерального бюджета составляет около 75%, в бюджетах земель – в среднем 87%, в местных бюджетах – 41%3».
«3 OECD Statistics. National Accounts of OECD Counties. General Government Total Outlays; Genera; Government Total Tax and Non-Tax Receipts. OECD, January 2004. – p. 102».

2) Умарова И.Э. (2000), стр. 82, 84:

«Во-вторых, нельзя рассматривать регион как плательщика налогов. Плательщиком налогов являются юридические и физические липа и если на территории города Москвы в силу объективных обстоятельств сосредоточено более 70% финансового капитала (налоговые поступления в этой сфере составляли в 1998 году 50,5% в федеральном бюджете), до 30% торгового капитала страны (31,8% налоговых поступлений по отрасли в федеральном бюджете), а также промышленные предприятия, обеспечивающие 7,5% налоговых поступлений по отрасли, то в этом сыграло роль именно значение Москвы как центра (доля налоговых поступлений в федеральном бюджете в 1998 году – 36,1%)3».

Грибкова Н.Б. (2005), стр. 286:

«Во-вторых, нельзя рассматривать регион как плательщика налогов. Плательщиком налогов являются юридические и физические лица и если на территории города Москвы в силу объективных обстоятельств сосредоточено более 70% финансового капитала (налоговые поступления в этой сфере составляли в 2004 г. 50,5% в федеральном бюджете), до 30% торгового капитала страны (31,8% налоговых поступлений по отрасли в федеральном бюджете), а также промышленные предприятия, обеспечивающие 7,5% налоговых поступлений по отрасли, то в этом сыграло роль именно значение Москвы как центра».

3) Умарова И.Э. (2000), стр. 99:

«Так, в 1998 г. объем финансовой помощи Республики Тыва в 18 раз превысил объем собранных на ее территории налогов. Превышение по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу составило 14 раз, Республике Дагестан и Корякскому автономному округу – 12 раз. Чукотскому автономному округу – 10 раз, Республике Кабардино-Балкария – 6,5 раза, Еврейской автономной области 5 раз».

Грибкова Н.Б. (2005), стр. 291:

«Так, в 2004 г. объем финансовой помощи Республики Тыва в 18 раз превысил объем собранных на ее территории налогов. Превышение по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу составило 14 раз, Республике Дагестан и Корякскому автономному округу – 12 раз, Чукотскому автономному округу – 10 раз, Республике Кабардино-Балкария – 6,5 раза, Еврейской автономной области – 5 раз».

Экспертом сообщества было обнаружено, что в таблицах №9-11 на стр. 121-122 рассматриваемой диссертации статистические данные практически до последней цифры воспроизводят статистические данные из монографии Грицюк Т.В. 2003 г. (Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями, российский и зарубежный опыт. – М.: УРСС, 2003)*. Однако года данных за 1991-1995 гг. были заменены на 1992, 1994, 1996, 1998, 2000 гг. соответственно, при этом сами показатели остались неизменными. В одном случае год издания работы, указанной в качестве источника статистических данных, приведенных в таблице, заменен с 1999 г. на 2001 г. Таблицы №9-11 не сопровождаются ссылками на работы Грицюк Т.В. Что касается таблицы №9, сопровождающая ее постраничная сноска гласит: «Таблица составлена автором на основе: U.S. Gensus Burean, Statistical Abstract of the United States, Selected Years and The Tax Foundation, Facts and Figures on Government Finance, 2001. p.40», где допущено несколько орфографических ошибок в источнике U.S. Census Bureau. Помимо этого, было обнаружено, что соискатель при копировании данных в Таблице 9 перепутала расходы с доходами консолидированного бюджета США. См. подробнее заключение Диссернета.
-----------------------------------------------
*Запись о монографии Грицюк Т.В. имеется в библиографическом списке (№48 на стр. 394), ссылки на нее наличествуют на стр. 118-119, 128-130, 135, 139, 141, 144, 250, 268-269, 271 диссертации.

Глава 1. Сравнительный анализ статистических данных

В диссертации Н.Б. Грибковой «Налоги в системе государственного регулирования экономики России», защищенной в РГСУ в 2005 г., по мнению эксперта сообщества, содержатся признаки фальсификации статистических данных. Об этом говорят результаты проверки таблиц №9-11 диссертации и их сравнение с монографией Грицюк Т.В. (Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Москва, 2003), при этом ссылки на указанную монографию отсутствуют.

Так, эксперт приходит к выводу, что в таблицах №9-11 диссертации Грибковой Н.Б. все статистические данные были скрупулёзно скопированы с изменением периода времени, к которому эти данные относились. В одном случае год издания статистического сборника заменен на более поздний (в рассматриваемой диссертации – 2001 г., в монографии Грицюк Т.В. – 1999 г.), а в названии источника "U.S. Gensus Burean, Statistical Abstract o f the United States, Selected Years and The Tax Foundation, Facts and Figures on Government Finance, 2001. p.40", допускаются две орфографические ошибки в названии U.S. Census Bureau.

Подробный анализ таблиц, а также их электронные образы приводятся ниже.



Слева: стр. 121 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), справа: страница 113 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить.

Сравним стр. 121 диссертации Грибковой Н.Б. со стр. 113 монографии Грицюк Т.В. (о несоответствии названий таблиц см. главу 2).
Слева: стр. 121 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), справа: страница 113 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить. Сравним стр. 121 диссертации Грибковой Н.Б. со стр. 113 монографии Грицюк Т.В. (о несоответствии названий таблиц см. главу 2).

Например, доходы в диссертации Грибковой Н.Б. приводятся за 1990-2000 гг. с интервалом в два года. Данные полностью совпадают со статистикой в книге Грицюк Т.В. за 1990-1995 гг. Т.е. данные только за 1990 г. верные. При этом в диссертации Грибковой Н.Б. год издания статистического сборника 2001 г., в отличие от 1999 г. в монографии Грицюк Т.В.

Алгоритм обработки данных о расходах аналогичен описанному выше:



Слева: стр. 121 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), справа: страница 115 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить.
Слева: стр. 121 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), справа: страница 115 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить.

В диссертации Грибковой Н.Б. данные о расходах штатов на душу населения также претерпели изменения. Так, данные за 1993, 1995-1997 гг. из монографии Грицюк Т.В. превратились в диссертации Грибковой Н.Б. в данные за 199, 200, 200, 200 (по три цифры в номере года вместо четырех) и, как и в монографии Грицюк Т.В., данные за один год были опущены (1994 г. в монографии Грицюк Т.В.).

Отсутствие последней цифры в номере года позволяет эксперту сообщества предположить, что годы могли подгоняться под нужные (более свежие), но, видимо, по невнимательности таблица 10 не была полностью скорректирована.


Вверху: стр. 122 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), ниже: страница 119 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить.
Вверху: стр. 122 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), ниже: страница 119 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить.

С данными в таблице 11 ситуация схожа с описанными выше.

Данные таблицы за 1991, 1994, 1996, 1998, 2000 гг. соответствуют данным из таблицы Грицюк Т.В. за 1991-1995 гг. Соответственно, только данные только за 1991 г. верны.

За исключением одной ошибки, данные заимствованы цифра в цифру: в последней колонке за 1998 г. указано «0,4», в то время как у Грицюк Т.В. в последней колонке за 1994 г. (год, соответствующий 1998 г. в диссертации Грибковой Н.Б.) значится «– 0,1».



Слева: табл. 11 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), справа: страница 117 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить.
Слева: табл. 11 диссертации Грибковой Н.Б. (2005), справа: страница 117 монографии Грицюк Т.В. «Системные механизмы управления межбюджетными отношениями» (М., 2003). Увеличить.

Глава 2.  Опыт пещерного источниковедения (экономические науки)

Отдельное внимание экспертов «Диссернета» привлекло разночтение в названиях таблиц и данных у Грицюк Т.В. и Грибковой Н.Б., что вылилось в проведение самостоятельного исследования.

Дело в том, что у Грицюк Т.В. названия таблиц 3.23 и 3.24 идентичны («Структура расходов консолидированного бюджета США»), а данные в таблицах разнятся. Исследование текста книги показало, что это скорее всего досадная опечатка, а судя по описанию таблиц, данные таблицы 3.24 касаются доходов (а не расходов) консолидированного бюджета США.

Все бы ничего, но у Грибковой Н.Б. те данные, которые у Грицюк Т.В. касаются расходов, озаглавлены доходами, а то, что по описанию у Грицюк Т.В. касается доходов, у Грибковой Н.Б. выдается за данные по расходам.

Для того чтобы разобраться, кто прав, необходимо было проанализировать первоисточники. Однако исследование источников таблиц, которые указаны у Грицюк Т.В. и Грибковой Н.Б., ничего не дало, в Fact&Figures on Government Finance, например, данных, приведенных в таблицах, попросту нет. Скорее речь шла о расчетных показателях исследователя бюджетного федерализма в США. Подсказкой выступила странная сноска в монографии Грицюк Т.В. на с.112, что «данные, приводимые в табл.23-24, взяты из базы данных CANSIM, которая представляет собой базу данных по экономике Канады».  Хотя, очевидно, что в базе данных по экономике Канады вряд ли будут расчетные данные по бюджетам в США.

Именно за счет ключевого слова Канада удалось найти реальных авторов этих таблиц. Ими оказались канадские ученые Рональд Воттс и Марианн Виньо. В их работе «Фискальный федерализм в Соединенных Штатах» (2000) приводятся таблицы, которые перекопировала сначала Грицюк Т.В., а затем и Грибкова Н.Б. (https://www.queensu.ca/iigr/sites/webpublish.queensu.ca.iigrwww/files/files/WorkingPapers/watts/WattsFiscalFederalismUSA2000.pdf).

Имея перед глазами первоисточник, можно сделать вывод о том, что Грибкова Н.Б. перепутала в названии данных доходы с расходами. То есть, те данные, которые она озаглавила доходами бюджетов, на самом деле являются расходами и наоборот. А Грицюк Т.В. в названии таблицы 3.24 допустила опечатку.

Грибкова Н.Б., вероятнее всего, заимствовала таблицы из монографии Грицюк Т.В., а не первоисточника. В своей диссертации Грибкова Н.Б. неоднократно ссылалась на эту монографию. Она также присутствует в списке литературы диссертации Грибковой Н.Б.

Миграция данных показана на рисунке ниже.
Грибкова Н.Б., вероятнее всего, заимствовала таблицы из монографии Грицюк Т.В., а не первоисточника. В своей диссертации Грибкова Н.Б. неоднократно ссылалась на эту монографию. Она также присутствует в списке литературы диссертации Грибковой Н.Б. Миграция данных показана на рисунке ниже.

Экспертиза с кликабельными клетками

___________________

Сообщество Диссернет напоминает, что никакая проведенная им экспертиза не может считаться окончательной. Экспертиза носит предположительный (вероятностный) характер и основана на имеющемся в наличии объеме информации, полученной исключительно из открытых источников. Эксперты готовы в любой момент возобновить исследования в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств. Любая дополнительная информация, могущая повлиять на экспертизу, будет с благодарностью принята и проверена в кратчайшие сроки, а результаты такой дополнительной проверки (мнения экспертов Диссернета) будут немедленно обнародованы.

Просим любую информацию, имеющую отношение к уже опубликованным экспертизам Диссернета, направлять по адресу info@dissernet.org