Найти тему
Кинотаурус

«Настя, соберись!», или женская версия германовской головы...

Оглавление

Да и не только женская, стоит признаться, а ещё и русская! Но многие читатели зададут сразу же логичный вопрос — а кто есть такая германовская голова? С 1991-го по 1994-й в США выходил сериал «Голова Германа», задвигавший ещё новую на тот момент идею про человечков, сидящих в черепушке и управляющих каждым действием главгероя. Было интересно, смешно и местами даже глубоко... Но вот наступил 2015-й год, когда студия Pixar сделала свой ход конём — выпустила мультфильм «Головоломка», где мужского взрослого персонажа заменила на детского и женского. Здесь уже стало очень глубоко и очень по-взрослому, хотя это мультфильм и он, вроде как, для детей. Прошло ещё некоторое время, наступил 2021-й. Россия смотрела на всё это и решила не отставать от мира сего... Встречайте — «Настя, соберись!» — русская взрослая «Головоломка», где главная героиня будет рассуждать про месячные и мужское достоинство... Достойным ли вышел сериал? Давайте разбираться.

Любовь Аксёнова. Кадр из сериала «Настя, соберись!»
Любовь Аксёнова. Кадр из сериала «Настя, соберись!»

Официальный синопсис

Настя — крутой дизайнер-архитектор, у которой случился личный конец света: с работы уволили из-за заказчика-сексиста, мать именно в этот момент решила больше не лезть со своей помощью, а муж изменил с подругой. Сказать тут можно только одно: «Настя, соберись!». Задачу пытаются выполнить пять субличностей внутри Насти: властная правительница, чувственная красотка, скромная домохозяйка, импульсивная школьница и амбициозная феминистка.

1-я серия

Поработали на славу...

А начать данную рецензию я хочу не с разгромных суждений, а с похвалы. Да-да, в сериале не всё так плохо, как может показаться — рейтинг 6.7 на КП, а также не самые лестные обзоры от кинокритиков не говорят тут ровным счётом ничего. Не отчаиваемся...

Главным плюсом в ленте считаю исполнительницу главной роли — Любовь Аксёнову. С трудом, правда, картину можно назвать её бенефисом, но свой кусок пирога она явно отхватила... И даже больше. Всё зрительское внимание будет устремлено лишь в "одну корзину" — никакие другие актрисы этому не воспрепятствуют.

Другой важной особенностью являются декорации — их наполнили огромным количеством вкусностей и интересностей. Особенно советую обратить внимание на внутреннюю обитель головы Насти — там правит разнообразие вкусов и цветов. Собственно, отличный пример того, какой хаос творится в женских умах... В общем, художники-постановщики очень сильно постарались — это заметно.

Также к явным плюсам сериала стоит отнести юмор. Он тут не всегда славится своими нравами, но кому до этого есть дело в 2021-м году? Мат везде, чернуха всюду — так зачем изображать из себя православного девственного быка? Я не буду хаять сериал за грубый мат и тонкие намёки в сторону женских "личных" тем, а лишь хочу поблагодарить авторов за очень неплохие гэги, в которых оказывается главная героиня. Некоторые ситуации действительно оказываются и жизненными, и смешными, и даже чрезмерно важными... Они поднимают далеко не последние вопросы, но в форме юмора — это ли не радость?

И в заключение отмечу ещё один момент, который лично мне пришёлся по душе — "нервные" сцены. Таких за весь сериал не много, но когда они случаются, то картину начинаешь смотреть в запой. Что я отношу к таким сценам? Ну, например, беседу главной героини с лучшей подругой после того, как она узнала, что подруга эта переспала с её мужем. Подобные сцены ощущаются так, как они и должны ощущаться. Наверно, тут стоит сказать спасибо режиссёру.

На этом с положительными сторонами у нас всё, поэтому предлагаю окунуться в мир недочётов...

Кадр из сериала «Настя, соберись!»
Кадр из сериала «Настя, соберись!»

Нарратив

Здесь всё очень неоднозначно. С одной стороны, мы имеем неплохо-поставленные напряжённые сцены, а с другой — сумбурность всей истории. Логичным вопросом здесь будет — а в чём же, собственно, проявляется сумбурность?

Пример. Главная героиня решила встретиться с мужем после расставания, чтобы выбить у него подпись на заявлении о разводе. Мероприятие состоялось в какой-то там кафешке, которая имеет большое значение для них двоих. Так вот, пришла туда Настя, посидела, послушала своего уже бывшего мужа — он ей и извинения за измену, и щенка подарил, и наобещал кучу всего — и придумалось героине, что надо бежать отсюда побыстрее, да подальше. Только вот как это сделать? Выйти в дверь — нет, слишком просто. Может заставить мужа сходить в туалет, брызнув на него водой или едой? Также — очень просто.

Решается всё это дело куда сложнее — побегом из окна в туалете. И вот тут-то и начинается весь сумбур — слишком сложные и нереалистичные события, чтобы показать что-то простенькое. Авторы накручивают комедию из всего, что находится под рукой. Всё, над чем хоть как-то можно улыбнуться, здесь возводится до невиданного абсолюта и начинается полный аншлаг. Настя вылезает в окно, сняв при этом юбку. Логично — мешалась же. Юбка падает, а главная героиня остаётся лишь в одном боди. В этот момент в кабинку врывается муж, потому вернуть предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела уже не представляется возможным... А может попросить мужа подать его? Нет, слишком просто. И вот Настя идёт домой пешком по шоссе в одном лишь боди...

И именно так выглядит большинство ситуаций в картине. Я не говорю, что все они провальны. Нет, некоторые из них действительно могут вызвать и смех, и радость, и прочие райские чувства. Просто проблема тут в том, что многие из этих ситуаций перекликаются с реально-возможными. Сумбур сменяется на горькую правду, а потом опять начинается каша из невозможных ингредиентов. Сериал превращается в самые настоящие американские горки... Или русские? В общем, кому как угодно.

Алина Алексеева. Кадр из сериала «Настя, соберись!»
Алина Алексеева. Кадр из сериала «Настя, соберись!»

Мешанина

Проблемы с использованием разных форматов наблюдаются не только в сценарии, но и в визуале.

Если, скажем, в первой серии графика выглядит худо-бедно, но приемлемо, то в каком-нибудь третьем эпизоде случается полный трэш. Наблюдать за тем, как дамочки из головы по одной улетают в "космос" и парят там, а-ля Супермэн в фильмах 70-х, становится действительно трудно и может вызвать зрительское беспокойство. Да чего уж говорить, можете посмотреть одно лишь интро и Вам уже всё станет понятно.

И я понимаю, что плохо осуждать картину, а тем более сериал, за графическую составляющую. Но уж как-то сильно больно видеть такое, да ещё и в 2021-м году. К декорациям вопросов нет — всё очень даже неплохо. Но видеть то, как на эти декорации накладываются ужаснейшие визуальные эффекты, может вызвать самые непристойные эмоции.

Также к мешанине можно отнести и музыкальное сопровождение. Нагромождение стилей и направлений может сыграть злую шутку при просмотре — настроение то падает, то поднимается. Какой-то одной концепции авторы не придерживались, а потому навалили сюда всего и сразу. Ладно хоть, что обошлось без "волков и ауф"...

И да, справедливо будет отметить, что подобные претензии не имеют веса. Графика, музыка... Это же мелочи? Все ведь любят смотреть фильмы, где важны сценарий и характеры, а всё остальное — это лишь второстепенные вещи. Для меня всё так, но лишь от части...

Если при просмотре я испытываю дискомфорт от визуала или музыки, то частенько прерываю просмотр. Возможно, на меня так действуют последние нынешние тренды и это уже просто привычка — наблюдать за приятными эффектами и слышать приятные песни, которые идеально ложатся на кадр. Бык стал рабом XXI-го века...

Любовь Аксёнова. Кадр из сериала «Настя, соберись!»
Любовь Аксёнова. Кадр из сериала «Настя, соберись!»

Оценки

Если честно, несмотря на огромные недостатки, описанные выше, сериал мне скорее понравился, чем нет. «Настя, соберись!» — это смесь хорошего (не отличного) юмора и уже набившей оскомину идеи про мудрых компаньонов в голове. Вышло ровно также, как и у американцев в начале 90-х — создателям, кстати, на руку то, что про «Голову Германа» почти никто не в курсе в России. Возможно, что цель была именно такая (нагло скопировать и подать продукт под видом оригинального), а возможно, что авторы сделали это всё из уважения к тому сериалу. Но где тогда отсылки? Хоть какие-то упоминания в титрах? Этого всего нет, поэтому предлагаю остановиться на первом варианте — это просто копирка с одной лишь целью... Какой? Думаю, догадаетесь сами...

Итак, вот как выглядят мои оценки сериала:

  • Визуальный ряд: 0 баллов;
  • Атмосфера: +1 балл;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: 0 баллов;
  • Актёрская игра: +1 балл;
  • Операторская работа и монтаж: 0 баллов;
  • Уникальность: 0 баллов;
  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: 0 баллов;
  • Развязка: 0 баллов;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Вердикт

КиноПоиску HD пора взяться за более серьёзные проекты, чем просто комедии, основанные на... На каких-то других сериалах или книгах. «Последний министр» был хорошим выстрелом, но он тоже был копиркой. «Проект: Анна Николаевна»? Тоже калька. Просто в большинстве случаев проще пересмотреть оригинал, чтобы вновь сопереживать своим любимым героям и увидеть те самые кадры из детства... Так действительно проще, чем пытаться сквозь мучения влюбиться в "новых" персонажей и выдумывать причины смотреть "новый" сериал. Такие мысли. Мои, бычьи, мысли...

Сериал «Настя, соберись!» получает от нашего канала 4 балла из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛