Вершиной русского допетровского зодчества общепризнанно считается Дворец Алексея Михайловича Романова в Коломенском.
Построена царская загородная резиденция по указу государя в 1667-1672г. руками лучших мастеров (иконописцев, строителей, изразечников, живописцев) собранных со всех уголков Руси — Костромы, Пскова, Вологды, Пскова, Великого Устюга. Сохранилось предание, что в 1668 г. царь Алексей Михайлович лично одарил мастера Игнашку Максимова отрезом ткани за показ изготовленных им изразцовых кафель.
Дворцовый комплекс являет собой множество красивейших, деревянных зданий (теремов) с остроконечными крышами, объединенных переходами и сенями.
Всего во дворце – 26 теремов, и ни один из них не повторяется в точности. Площадь сооружения — более семи тысяч квадратных метров.
Наследники царя, Федор, Петр и Екатерина, время от времени вносили свои коррективы в обустройство дворца. Федор Алексеевич построил в летней царской резиденции великолепную Столовую палату. Петр Алексеевич часто бывал во дворце и по его поручению архитектор Земцов М.Г. организовал работу по укреплению построек. Был подведен каменный фундамент под бревенчатые стены.
Исследователями также найдены следы строительства «петровских» печей с гладкими бело-синими голландскими изразцами, которые очень диссонировали с общим насыщенным, ярким и пульсирующим стилем интерьера.
Самые большие изменения случились во время правления Екатерины Второй. По ее указу, в 1767 году царский дворец в Коломенском был разобран.
Сейчас на берегах Москвы-реки мы можем любоваться максимально точной копией дворцового комплекса, воссозданной в 2007-2010 годах по оригинальным чертежам.
Само собой разумеется, что в XVII веке, в период расцвета декоративно-прикладного изразцового искусства, строительство такого масштабного архитектурного сооружения не могло обойтись без изразцовых печей. Комнат во дворце было много — 270, площадь остекления большая — более 3000 окон. Но система отопления огромного здания, вернее комплекса зданий, обустроена на удивление гениально просто и экономно.
Большие отопительные плиты были расположены в подклети, под первым этажом, а горячий воздух поднимался вверх, с этажа на этаж, по проводным трубам, обогревая палаты. Собственно, во многих комнатах были возведены камины («комены с закрышкой»), имитирующие печи. Топки в печах отсутствовали. Они служили, своего рода декором, облицовкой проводных труб. Изразцовая рубашка печной конструкции нагревались от проходящего горячего воздуха, и распространяла живительное тепло по комнате. В царских палатах всего было установлено 16 печей — одна фигурная, шесть круглых и девять прямоугольных.
Печи, безусловно, были «… богато и зело украшены» изразцами ценинными и поливными, изготовленными в мастерских Гончарной слободы. И хотя дворец декорировали для царя с большим размахом, разнообразием и роскошью, изразцовые печи являются доминантными объектами в экстерьере покоев, где они установлены.
Печи действительно великолепны — высокие, от пола до потолка, многоярусные, на изящных, фигурных ножках-столбиках. Ярусы сужаются к потолку, границы между ними оформлены искусной профилированной керамикой (валиками, карнизными и поясковыми изразцами). Верх печи, как правило, увенчан красивым, рельефным, выступающим карнизом и ажурными городками.
Дворцовые печи — похожи по форме, но очень разные по дизайну. В мыльне — большая печь, облицованная муравлеными, рельефными изразцами, поблескивает яркой глазурью.
В комнате царевича «прямоугольная» печь завораживает взгляд ковровым растительным узором в бежево-зеленых оттенках.
В Думной палате печь украшена наборами изразцов, на которых красуются изящные вазы, орнаменты из распустившихся цветов и листьев.
Ценинные изразцы с изображением разных птиц — аистов, глухарей, голубей, восседающих среди красочных цветочных орнаментов на бирюзовом фоне, можно увидеть на печи в опочивальне.
В царской приемной стоит монументальная печь, оформленная в имперском стиле. Сверху донизу — большие изображения символов государства Российского — двуглавых орлов в овальном обрамлении растительного орнамента. Их почтительно и внимательно рассматривали иностранные послы, дожидаясь царского приема.
В хоромах женской половины дворца мало четырехугольных печей, в основном все круглые. Выглядят они очень изящно и мягко. Печи также высоки (если не сказать — стройны), до потолка, и также покрыты ковровым узором изразцовых плит. Сверху и снизу они окаймлены рельефными выступающими карнизами, арочками, городками.
Так, в Престольной палате царицы, под фреской «Времена года» возвышается необычайно красивая печь, украшенная наборами по 4 плитки с изображением букета цветов по центру на светлом фоне в ромбовидной рамке-орнаменте. Роспись на изразцах выполнена в приятных пастельных тонах желто-зеленой и коричневой гаммы.
В молельной комнате государыни печь облицована поливными рельефными изразцами (муравлеными) — дабы не отвлекать взор и мысли от молитвы созерцанием. Примечательно, что реконструкция этой печи производилась на основе изразцовых плит, найденных при археологических раскопках в Коломенском.
Все великолепное убранство дворца, в том числе изразцовые печи, воспроизведено по скудным описаниям, сохранившимся оригинальным чертежам и найденным археологами обломкам керамических плиток при раскопках на Государевом дворе, в различных культурных слоях Коломенского.
По небольшим фрагментам реставраторы-керамисты воссоздавали изображение и проводили кропотливую работу по реконструкции.
________________________________________________________
Подписывайтесь на наш Дзен-канал о мире керамики!
Источник: Мастерская керамики "Русская Майолика"
Специализация - изразцы, изразцовые печи и камины, фасадная керамика
Телефон: +7 (495) 997-04-14
Сайт: https://www.russian-mayolica.ru