Анатолий присмотрел себе новый «фольксваген» на замену отъездившему свое «рено» уже давно. Хороший автомобиль, друзья и коллеги, которые на них ездят, хвалили за соотношение цена-качество и живучесть. Да и сама машинка хоть куда: ест не так много, кузов универсал, можно и всю семью усадить, и перевезти куда угодно что что угодно, вплоть до холодильника.
Деньги были, но до заветной цены не хватало почти миллиона. Выход ясен, надо брать кредит. Но все, кто когда-нибудь связывался с автокредитом в один голос не советовали Толе это делать. У каждого была своя история, но все сводилось к нескольким основным пунктам.
Во-первых получалось, что машину Толя выбирает не себе, а фактически банку – при выдаче автокредита банк контролирует комплектацию чуть ли не до дворников и цвета ковриков в салоне. И получить вместе с машиной пяток совершенно ненужных опций легче легкого.
Во-вторых, что вытекает из первого, ремонтировать такую машину пришлось бы не поближе к дому и повыгоднее, а только в строго определенных сервисах. И обслуживать ее, вплоть до замены масла (что Толя в общем-то и сам неплохо умел) можно тоже только в таких строго определенных сервисах.
В-третьих, все страховки тоже пришлось бы получать только там, где скажет банк. Причем часто с обилием совершенно ненужных Анатолию опций и далеко не по самым выгодным ценам.
И самое главное, что все это делалось с машиной только для того, чтобы она как можно дольше оставалась в «продажном» состоянии. Если Толя не сможет выплачивать кредит, банк ее заберет и продаст. Этот пункт звучал особенно неприятно. В общем получалось рабство едва ли не хуже ипотеки.
Но машина была нужна. Кредитов как таковых Анатолий не боялся: ипотеку отработали с женой вместе, за кухню тоже разок выплатил, как работают кредиты хорошо известно, зарплата позволяет ежемесячный платеж. Но, как и любой нормальный человек, он хотел заплатить минимум за пользование кредитом. И, конечно, не попадать в зависимость от банка при выборе машины.
Поскольку до «фольксвагена» не хватало почти ровно миллиона, можно было взять потребкредит. Кредитная история у Анатолия была хорошая, все всегда выплачивалось точно в срок, до копеечки, так что насчет получения он не беспокоился. Только проценты заставляли задуматься – все-таки хотелось бы поменьше.
Самые низкие проценты среди разных кредитов предлагал залоговый, благо недвижимость тоже была. Его можно было взять по ставке вдвое ниже потребительского и на срок до 20 лет. Но такие сроки, конечно, Анатолию были не нужны. Интереснее было то, что доступные суммы позволяли не то, что добрать на «фольксваген», а их хватило бы даже на «мерседес» - банк предлагал до 75% рыночной стоимости квартиры. Правда такая роскошь была ему тоже не нужна. Машину Анатолий воспринимал как еще один рабочий инструмент: важно, что он может, а не то, как на него смотрят.
И самое главное, что давал Толе такой вариант – свободу и возможность делать выбор. Можно прийти в салон с деньгами и четко обозначить, что нужно ему, а не продавцу и не банку. И, если менеджер начинает что-то такое крутить – развернуться и уйти к другому, более адекватному. Застраховаться там же, где до этого страховал прежнюю машину, потому что по нормальной цене, со страховщиком знаком уже много лет и офис по дороге на работу. А ремонтировать, если что – на сервисе через три квартала, где механики могут «воскресить» какой угодно механизм, уже проверено.
Осталась только решить, под какую недвижимость получать залог. Отдавать находящуюся в совместном с женой владении трешку Анатолий не стал – получалось два владельца, да и оценка у нее явно избыточная. Хватило его старой однушки, с которой он начинал, когда только приехал в Петербург, а теперь держал «на всякий случай» и на будущее для сына.
Собрав все документы, Анатолий оформил кредит и, получив на руки деньги, поехал в автосалон. С первого захода не получилось – менеджер, видимо, сразу не понял, что клиента с 12 годами за рулем «грузить» не стоит. Так что тот «фольксваген» был куплен во втором по списку магазине, где слышат слово «не нужно», и все оформили четко и быстро.