В 1961 году Липецкий тракторный завод приступил к выпуску трактора Т-40. Этот трактор был самой массовой моделью ЛТЗ. По своей классификации Т-40 находится между Т-25 и тракторами марки “Беларусь”. Это позволяет агрегатировать Т-40 навесным оборудованием предназначенным как для Т-25, так и для тракторов МТЗ.
Одной из особенностей, позволившей уменьшить длину трактора, являлась КПП. От других тракторов с привычной компоновкой коробки и двигателя, Т-40 отличало поперечное расположение КПП относительно двигателя. Этим и объясняется своеобразное переключение передач “вправо - влево”, а не “вперед - назад” как на других тракторах. Через конический редуктор крутящий момент передается от сцепления к коробке передач. Оборудованная реверсом КПП позволяет использование всего спектра скоростей как вперед, так и назад.
Двигатели Д-37 мощностью 37 л.с.и Д-144 мощностью 50 л.с. которыми агрегатировались Т-40, были четырех целиндровыми с принудительным воздушным охлаждением.
Данная система охлаждения плохо справлялась со своей задачей. Добиться оптимального температурного режима двигателя очень тяжело. В жару двигатель грелся, а в морозы плохо прогревался. Еще одним минусом было отопление кабины. Но наши умельцы делали самодельный кожух, который крепили к цилиндрам с левой (по ходу) стороны, вывод в кожухе шлангом соединяли с кабиной. Другой вариант, “улитка “с вентилятором соединенная с кабиной. В дальнейшем на трактора, такие как ЛТЗ -55, устанавливались моторы с жидкостным охлаждением.
Двигателя были с запуском от пускового двигателя и с электро стартерным запуском. Выпускали эти моторы на Владимирском тракторном заводе. Они максимально унифицированы с двигателями для тракторов Т-25 и отличаются в основном количеством цилиндров, 2 вместо 4.
Передняя подвеска балансирного типа, с изменяемой шириной колеи. Управление поворотом оснащено гидроусилителем. Выпускались и полноприводные версии “сороковок”: Т-40А и Т-40АМ.