Об авторской песне вот уже не один десяток лет принято спорить до хрипоты. Не представляю, какой еще вид искусства вызывал бы сейчас такие споры о границах жанра. И не берусь проследить, с какого момента эти споры начались. Думаю, что не один ныне признанный «классик» слышал в свой адрес: «Но это же не авторская песня!»
Мне как организатору не раз приходилось выслушивать недоумение и даже упреки за приглашение того или иного автора с концертами в наше творческое объединение или на фестиваль авторской песни «Обнинская нота». Доводы у моих оппонентов были разными: от «его мелодия не бардовская» до «под клавиши – не авторская песня». Что тут скажешь? Каждый сам для себя решает этот вопрос – что ему называть авторской песней. И все же размытость понятия всегда смущала. Обращение к именам «классиков» тоже никак не помогало: это только издали эти классики кажутся единым монолитом. А при ближайшем рассмотрении все они очень и очень разные – в том числе и по музыкальным пристрастиям. Визбор более «джазовый», чем Окуджава, Высоцкий более актер чем музыкант. И все же, все же… В общем, сложно это.
Кроме того, в глаза бросается и то, что многие классики рока не столь уж отличаются от бардов, когда выступают сольно. Ну, вспомним того же Макаревича (тоже пример классический – из спора в спор переходящий). Или вот признанный «классик» авторской песни Сергей Никитин – сколько он написал всего и помимо песен – мюзиклы, музыку к фильмам. В 90-х годах я прочитала статью (если не ошибаюсь, написал ее Дм. Горяинов), в которой автор делал следующий вывод: тот, кого рок-тусовка готова признать своим, рокер; свой среди бардовского сообщества – бард. Нельзя не согласиться с этим утверждением. Но только если речь идет о движении. Да, авторы песен – профессионалы и любители – есть во многих странах. И только в Советском Союзе в силу определенных причин увлечение авторской песней стало движением: со слетами, клубами, фестивалями, объединившими не только пишущих, но и слушающих. С мощной структурой, позволяющей продвигаться начинающим авторам. Включающим не только авторов и их поклонников, но и исполнителей этих песен. Само существование споров «авторская ли это песня» (по сути «наш ли это человек») доказывает, что рассматривать ее надо не как жанр, а как движение.
И все же, как правило, на этом споры не заканчиваются. Потому что есть ведь и авторы, не участвующие в движении. Тот же Высоцкий, например, не был выходцем ни из какого клуба и не участвовал в фестивалях авторской песни. Но при этом термин «авторская песня» принадлежит именно ему. И вот тут спорящие погружаются в настоящее болото – музыкальная составляющая песен, именуемых бардовскими, настолько разнообразна (и с каждым годом все разнообразнее и разнообразнее), что трудно, практически невозможно использовать ее как критерий. И этому, мне кажется, есть очень простое объяснение. Ошибка рассматривать авторскую песню как явление музыкальное. Потому что она скорее явление литературное. Форма исполнения поэзии (самая, заметим, древняя – древнее декламации и печатного текста). Все «скользкие места», на которых пробуксовывают спорщики, сразу же отпадают, если принять эту точку зрения. Автор, исполняющий свои стихи на какую-то мелодию, волен использовать любой музыкальный жанр, который подходит к его замыслу – кантри, блюз, рок-н-ролл, стилизация под народную песню и т. д. Как волен и в использовании любой поэтической формы. Никто же не говорит, что баллада или сонет не могут быть авторской песней. Сразу же становится ясным и отличие от эстрады – исполнения музыки на подходящий по ритму текст.
В общем-то, на этом необходимая вступительная статья может быть завершена. Понятно, что кто-то с ней не согласится, возможно, она станет предметом очередного спора. Но на то и теоретическая часть, это нормально. И даже полезно для развития кругозора. Нам же в «ОАЗИСе» обычно интереснее практика – наши концерты, встречи, фестивали и спектакли.