Найти тему
Культурный слой

Еще раз об авторской песне:) (вместо вступительной статьи)

Участница творческого объединения "ОАЗИС" на фестивале "32 августа"
Участница творческого объединения "ОАЗИС" на фестивале "32 августа"

Об авторской песне вот уже не один десяток лет принято спорить до хрипоты. Не представляю, какой еще вид искусства вызывал бы сейчас такие споры о границах жанра. И не берусь проследить, с какого момента эти споры начались. Думаю, что не один ныне признанный «классик» слышал в свой адрес: «Но это же не авторская песня!»
Мне как организатору не раз приходилось выслушивать недоумение и даже упреки за приглашение того или иного автора с концертами в наше творческое объединение или на фестиваль авторской песни «Обнинская нота». Доводы у моих оппонентов были разными: от «его мелодия не бардовская» до «под клавиши – не авторская песня». Что тут скажешь? Каждый сам для себя решает этот вопрос – что ему называть авторской песней. И все же размытость понятия всегда смущала. Обращение к именам «классиков» тоже никак не помогало: это только издали эти классики кажутся единым монолитом. А при ближайшем рассмотрении все они очень и очень разные – в том числе и по музыкальным пристрастиям. Визбор более «джазовый», чем Окуджава, Высоцкий более актер чем музыкант. И все же, все же… В общем, сложно это.

Кроме того, в глаза бросается и то, что многие классики рока не столь уж отличаются от бардов, когда выступают сольно. Ну, вспомним того же Макаревича (тоже пример классический – из спора в спор переходящий). Или вот признанный «классик» авторской песни Сергей Никитин – сколько он написал всего и помимо песен – мюзиклы, музыку к фильмам. В 90-х годах я прочитала статью (если не ошибаюсь, написал ее Дм. Горяинов), в которой автор делал следующий вывод: тот, кого рок-тусовка готова признать своим, рокер; свой среди бардовского сообщества – бард. Нельзя не согласиться с этим утверждением. Но только если речь идет о движении. Да, авторы песен – профессионалы и любители – есть во многих странах. И только в Советском Союзе в силу определенных причин увлечение авторской песней стало движением: со слетами, клубами, фестивалями, объединившими не только пишущих, но и слушающих. С мощной структурой, позволяющей продвигаться начинающим авторам. Включающим не только авторов и их поклонников, но и исполнителей этих песен. Само существование споров «авторская ли это песня» (по сути «наш ли это человек») доказывает, что рассматривать ее надо не как жанр, а как движение.

И все же, как правило, на этом споры не заканчиваются. Потому что есть ведь и авторы, не участвующие в движении. Тот же Высоцкий, например, не был выходцем ни из какого клуба и не участвовал в фестивалях авторской песни. Но при этом термин «авторская песня» принадлежит именно ему. И вот тут спорящие погружаются в настоящее болото – музыкальная составляющая песен, именуемых бардовскими, настолько разнообразна (и с каждым годом все разнообразнее и разнообразнее), что трудно, практически невозможно использовать ее как критерий. И этому, мне кажется, есть очень простое объяснение. Ошибка рассматривать авторскую песню как явление музыкальное. Потому что она скорее явление литературное. Форма исполнения поэзии (самая, заметим, древняя – древнее декламации и печатного текста). Все «скользкие места», на которых пробуксовывают спорщики, сразу же отпадают, если принять эту точку зрения. Автор, исполняющий свои стихи на какую-то мелодию, волен использовать любой музыкальный жанр, который подходит к его замыслу – кантри, блюз, рок-н-ролл, стилизация под народную песню и т. д. Как волен и в использовании любой поэтической формы. Никто же не говорит, что баллада или сонет не могут быть авторской песней. Сразу же становится ясным и отличие от эстрады – исполнения музыки на подходящий по ритму текст.

В общем-то, на этом необходимая вступительная статья может быть завершена. Понятно, что кто-то с ней не согласится, возможно, она станет предметом очередного спора. Но на то и теоретическая часть, это нормально. И даже полезно для развития кругозора. Нам же в «ОАЗИСе» обычно интереснее практика – наши концерты, встречи, фестивали и спектакли.