Найти в Дзене
Память рода

Война в жизни моего деда Шабайкина Андрея Никаноровича (1906-1985)

Мой дед Шабайкин по национальности мордвин (хотя, возможно, мать его была русская). Я даже пыталась найти в интернете значение его фамилии. Увы, не нашла. Но кое-что все-таки выяснила: суффикс -к- в фамилиях иноверцев обозначал пренебрежительное к ним отношение. Фамилии, оканчивающиеся на -кин встречаются и у наших земляков шорцев - Борискин, например.

Это скан со списка потерь от 11.11.1943 года. Фамилия деда - самая первая на странице
Это скан со списка потерь от 11.11.1943 года. Фамилия деда - самая первая на странице

В Неожиданный дед с первой семьей переехал из Табата, села под Абаканом. В 1940 году у него умерла жена (Дарья, в девичестве Романова), и он, вдовец с тремя детьми, сошелся с моей бабушкой о чем я подробнее писала здесь:

Как моя бабушка Федосья Петровна в войну выжила с двумя родными детьми и тремя приемными

В этой статье, посвященной я опять обращаюсь к воспоминаниям своей мамы, Галины Андреевны.

"Отца забрали на фронт в апреле 1942 года, после того, как в военкомате узнали, что он женился. Рассказывал о войне он не очень охотно, да и мы слушали не всегда внимательно. Знали только, что был он разведчиком и служил под Ленинградом.
Запомнился мне из его рассказов такой случай. Вызывает его к себе командир и обращается: «Товарищ Шабайкин…». А отец ему: «Да какой же я тебе товарищ, если ты кашу с мясом ешь, а я на баланде сижу?». На что командир ответил: «Ну, Шабайкин, так ты не от вражеской пули умереть можешь!»
Отец видел детей блокады. Это, по его словам, были дети-старики. Их лица были покрыты морщинами, и вели они себя соответственно: не играли, а сидели молча, сгорбленные и скорбные.
В 1943 году отец, раненый в легкое и в ногу, попадает в плен. На осмотре он показал врачу, что сплевывает кровь. Его положили в лазарет, рану залечили, но зато он заразился туберкулезом. В плену находился в Прибалтике. Про плен он рассказывал такую историю. Стояла очередь за баландой. Один молодой пленный отошел со своей порцией в сторону, быстро съел и встал второй раз. Русский полицай, заметив уловку, ударил его и вылил вторую порцию. А немец поднял чашку и налил ему снова. Так что и среди немцев были люди. Кто говорит, что отец сбежал из плена (именно поэтому его и не посадили), а кто – что их освободили советские войска. Даже этого мы не знаем точно".

На деда приходили две похоронки - одна от апреля, другая - от ноября 1943. А он попал в плен. На сайте "Мемориал" я нашла обе похоронки и несколько документов с пересыльных пунктов. Шабайкин Андрей Никанорович на войне был один, и это очень облегчает поиски (со вторым дедом мне повезло в этом плане значительно меньше - на запрос Василий Иванович Воробьев выпадает ответов триста).

Тем не менее, боевой путь деда Воробьева я изучила, а до Шабайкина еще не дошла. Надо писать в архивы, а я все тяну...

А что вам, дорогие читатели, известно о своих воевавших предках?

Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь... Давайте вместе изучать родословную!