Администрации городов, районов, районных центров, муниципальных образований, все стоят на специалистах, начальников отделов и секторов, это такая прослойка администраций, которая тянет на себе самую основную работу.
И если поступает в администрацию, жалоба которая адресована самому главному, Главе администрации, то спускают ее, в руки с резолюцией, обычному главному специалисту, который и будет отрабатывать ее, отчитываться своему начальнику, а тот отчитываться заму Главы, а зам Главы отчитывается Главе администрации.
Откуда вообще появились муниципалитеты и муниципальные служащие вместе с органами местного самоуправления.
Растут ноги из Конституции РФ из части 4 статьи 15. Так-то почитать ее простому обывателю и совсем будет не понятно при чем здесь муниципальные служащие, вот текст части 4 ст 15 «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»
А вот постановление Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 Пленума Верховного Суда РФ о применении Судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ являются составной частью её правовой системы. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления обеспечиваются правосудием.
В соответствии с этим постановлением издали закон №25 ФЗ от 2 марта 2007 года в котором уже расписали что муниципальные служащие могут, на что имеют право, а за что с них спросят по полной.
Права у муниципалов не широкие и зарплата тоже не большая. Они могут проконтролировать выполнение обязательных требований, ответить на жалобы, составить протокол и (или) передать дело в суд за то, что кто-то что-то не выполнил из того что они требовали. Но даже на этом этапе, общаясь с муниципальными служащими я заметил у некоторых развитие такого отклонения, которое называют профессиональная деформация. Скажу сразу, это касается не всех, а тех, кто особенно усердно хочет выслужиться или впрямь углубился в процесс на столько, что работает в кабинете безвылазно, а такие есть и работы не мало которую нужно делать и делать так, чтоб потом не пришлось отчитываться перед прокуратурой.
Что же такое Профессиональная деформация и как она выражается у муниципальных служащих.
Как известно деформация — это изменение происходящие под воздействием внешних факторов. Если мы рассматриваем муниципального служащего, то я берусь утверждать, что изменяется в процессе работы его личность, душа и характер. И происходит это из-за повторяющихся факторов, которые влияют из ежедневно из года в год. Встретив человека, прослужившего два месяца в администрации и его же через пять лет такую деформацию легко заметить.
Специфика работы играет первостепенную роль и является основным раздражительным аспектом в данной профессии.
Ежедневное прочтение писем, в которых люди жалуются на своих соседей, на то что в городе что-то сломалось, на то что им кажется правильным, а на самом деле такого вообще не существует, заставляет специалиста находиться в условии решения задачи, как помочь человеку, кто виноват, что можно написать, куда необходимо поехать, какой срок исполнения и как принять меры, которые можно применить в отношении нарушителя, если таковой имеется, или куда перенаправить письмо по компетенции если срок позволяет.
Потом, нужно успеть решить повседневные задачи, принять в работу то что валится из отдела писем, то что необходимо решить прямо сейчас и это тоже нельзя отложить на потом. В итоге каждый день начинается на столько интенсивно, что эта интенсивность со временем начинает быть нормой. Немаловажную роль в этом ежедневном потоке «добрых» дел играет психологический принцип Габитуации.
Габитуация – это постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающейся или повторяющейся стимуляции. В нашем случае это не просто адаптация, это постоянное уменьшение ответной реакции на оскорбления, на крик, на подколки начальника и коллег, эдакое зачерствение человеческой души. В итоге мы сталкиваемся с человеком, который без устали может повторять одни и те же вопросы, сталкиваясь с очевидными вещами он, несмотря ни на что переспросит, какая статья, скажет не нарушение, а Правонарушение, посмотрит в паспорт переписывая каждую букву, проверит принтер дважды щелкнув кнопку и обязательно найдет причину пойти на перекур в то время в которое должен позвонить в инстанцию.
Так же, его перестают напрягать звуки, при написании письма или изучении материала, он, не обращая внимания на других может начать читать вслух и читать громче на столько на сколько громче все разговаривают вокруг.
Ежедневные ритуалы тоже влияют на личность, каждый раз приходя на рабочее место кто-то вытирает пыль, кто-то пересматривает все новости, кто-то пьёт кофе и чистит обувь.
Но такая деформация, когда человек разговаривает с другим человеком только понятиями из законов и любые шутки не принимает за шутки не всегда плоха. Есть в этом и положительный момент.
Специалист превращается в послушного биоробота, который хорошо знает специфику работы, у него отточенные фразы, которые нужны для работы, однообразные ответы и необходимая степень ответственности чтоб можно было его стимулировать в нужном направлении. Для начальника, который знает, как с такими служащими поступать, руководить ими, как сладкая вата на устах.
Чем плоха профессиональная деформация, она плоха тем что, заработавшись в своём узком кругу обязанностей, специалист напрочь теряет возможность думать и принимать решения. Различные ситуации, которые не входят в его обычный круг исключаются как по маске антивирус исключает элементы клонирования. В то время как можно для разнообразия включить мозги, или поступить по-человечески, специалист рубит с плеча или просто уходит, пуская дело на самотёк, мол это не в моей компетенции и дело с концом. Груз рабочих моментов специалист тянет к себе домой и постоянно думает, как же ему быть с тем или другим, что сказать завтра начальнику, как ответить на письмо. Все это делает его зачастую комком нервов с небольшими перерывами на выходные дни. И то выходные он тоже озабочен решением вопросов связанных с работой.
Как избежать профессиональной деформации на муниципальной службе.
Во-первых, не исключаем хорошие привычки и поддерживаем порядок на столе, обязательно не забывая про опрятный вид и пользуясь ежедневно чувством человеческого достоинства.
Во-вторых, всегда спасёт чувство юмора, шутить с нарушителями конечно нельзя, но с коллегами вполне можно и нужно. Не с начальниками с коллегами специалистами, потому что у начальников своя профессиональная деформация и она совсем другого уровня.
Потом стараться всегда вдумчиво относиться к тому, что выпало тебе отработать, именно вдумчивость зачастую позволяет не сойти с ума и как посох в болоте помогает отыскать правильную дорогу и не упасть в пропасть безумия.
Никто никогда не поймет какую работу проводят специалисты в муниципальных администрациях, пока сам не попробует поработать на данном поприще. Это скорее всего общая фраза и так можно сказать про любую отрасль, но в каждой работе главное не потерять себя, иметь стойкость духа и не дать внешним обстоятельствам смять твою душу как ненужную бумажку. Потому что кроме самого человека его душа никому не нужна.
Всем добра.