Найти тему
Нужно знать

ФАКТЫ О ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ ТЫ НЕ ЗНАЛ

Оглавление

Под поведением животных понимают все те действия, которые они выполняют. Они могут искать пищу, спасаться от врагов и разыскивать партнеров для размножения, производить и воспитывать потомство. Даже сон является частью поведения животных.

Квокка в дикой природе
Квокка в дикой природе

В поведении животного можно выделить последовательность отдельных действий, совершаемых в ответ на изменения обстановки. Такие изменения называются пусковыми механизмами и могут иметь внутреннюю природу. Например, когда вся пища в организме переварится, животное начинает испытывать голод. Это ощущения является пусковым механизмом для поиска корма. Животное, пользуясь органами чувств, реагирует на внешние раздражители и определяет, что является съедобным, а что нет. Например, гепард, проголодавшись, выходит на охоту. Он видит больших антилоп, но не обращает на них внимания. Однако появление газелей Томсона служит пусковым механизмом для начала погони.

ИНСТИНКТЫ И ОБУЧЕНИЕ

Многие животные ведут себя так, как будто они очень умные, однако часто их действия являются всего лишь автоматической реакцией и не могут быть изменены. Например, как осы не могут изменять свою окраску на чередующихся черных и желтых полос, точно так же они не могут изменить способ построения своих изящных, сложных бумажных гнезд. Им не приходится учиться создавать эти сложные конструкции. Существует бесчисленное количество примеров такой деятельности, не требующей обучения. Это проявление так называемого инстинктивного поведения.

Этот паук-кругопряд, как и все его сородичи, уже с момента рождения знает, как плести сложнейшую паутину, при помощи которой он добывает пропитание.
Этот паук-кругопряд, как и все его сородичи, уже с момента рождения знает, как плести сложнейшую паутину, при помощи которой он добывает пропитание.

С другой стороны, многие животные способны обучаться и с учетом собственного опыта менять поведение. Многие позвоночные и некоторые беспозвоночные, таки, как осьминоги в своем поведении используют приобретенный опыт. Часто действия животных представляют собой сложное сочетание элементов врожденного и приобретенного поведения. Например, детеныши всех животных от рождения способны питаться самостоятельно, но они часто не знают, что можно есть, а что нельзя, и познают это методом проб и ошибок. Цыпленок клюет любые мелкие предметы. например. камешки, но, как только найдет природную пищу, он больше никогда не будет обращать внимание на несъедобные вещи.

Этот шимпанзе из Замбии выковыривает термитов из их жилища при помощи палочки. Возможно, он научился это делать, подражая другим обезьянам.
Этот шимпанзе из Замбии выковыривает термитов из их жилища при помощи палочки. Возможно, он научился это делать, подражая другим обезьянам.

ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ

Животные многих видов живут группами, и им необходимо общаться друг с другом. У каждого вида животных есть свой язык, хотя некоторые звуки, например, сигналы тревоги, понимают представители разных видов. Кошки и собаки, живущие в одном доме, не понимают языка друг друга.

Животные могут общаться разными способами. Многие из них обмениваются информацией посредством запахов - например, они оставляют пахучие метки на границах своей территории. Они также используют язык поз (положение тела и его частей). Часто, чтобы сделать простейшее сообщение, они демонстрируют особо окрашенные части тела, такие, как хохолок или хвост. На близком расстоянии животные могут общаться при помощи мимики. Этот способ общения является очень важным для многих видов млекопитающих. Понаблюдайте за собаками и обратите внимание на то, как они открывают и прищуривают глаза, прижимают или поднимают уши, приподнимают губы, чтобы выразить свое отношение к происходящим событиям. У некоторых видов животных существует язык звуковых сигналов. У обезьян и некоторых птиц в арсенале имеется по крайней мере 25 звуков., обладающих строго определенным значением.

В 1950-е гг. австралийский натуралист Конрад Лоренц показал, что гусята следуют за любым предметом, который они увидели в первые 16 часов после появления на свет. Если в этот важный период ученый показывал свои сапоги, то потом гусята всегда направлялись за ними. То, что гусята следуют за предметом, - это врожденное поведение. А вот за каким конкретно предметом они идут - это приобретенный навык.
В 1950-е гг. австралийский натуралист Конрад Лоренц показал, что гусята следуют за любым предметом, который они увидели в первые 16 часов после появления на свет. Если в этот важный период ученый показывал свои сапоги, то потом гусята всегда направлялись за ними. То, что гусята следуют за предметом, - это врожденное поведение. А вот за каким конкретно предметом они идут - это приобретенный навык.