Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн - одни из самых знаменитых писателей Серебряного века русской литературы. Их представления о любви были столь похожи, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого.
И.А. Бунин в своем рассказе «Солнечном ударе» - любовь выражается как яркая, стремительная, подобная болезни. Это чувство у него – синоним сумасшествия, помрачения рассудка, после которого, зачастую слишком резко и болезненно, наступает осознание. Но – увы, слишком поздно, прекрасная незнакомка из «Солнечного удара» уже уплыла, не оставив даже своего имени, а героиня «Чистого понедельника» ушла в монастырь. Истории Бунина повседневны, часто у героев нет ни имён, ни фамилий – но именно так и показывается, что подобное может случиться с каждым.
В «Темных аллеях» основной мыслью является неразделенная любовь, не равная. Надежда – героиня рассказа всю свою жизнь любила офицера Николая Алексеевича. Ее любовь была та самая, о которой всегда писал Бунин большая, чистая, не ждущая отдачи и не ищущая выгоды.
Мы не всегда вовремя видим любовь, зачастую слишком поздно понимаем, что это чувство нависает над нами. Например, в своем рассказе «Гранатовый браслет» А.И. Куприн рассказывает именно о такой любви. Героиня Вера Николаевна Шеина ничего не чувствовала к своему мужу, кроме крепкой дружбы. Письма от неизвестного Г.С.Ж. с признанием в любви помогли ей почувствовать себя кем – то любимой, именно из них она узнала, что есть «…настоящая любовь. Знаете, такой любовью, которая…ну, которая…словом…святой, чистой, вечной любовью…неземной…». Именно такое чувство испытывал Желтков. Но Вера даже не попыталась ухватиться за нее. Светлое чувство привело влюбленного к трагическому концу, а Вера поняла, что та любовь, которой она так желала, прошла мимо нее.
У Куприна в произведении «Олеся» важную роль играет описание природы. Она является фоном, на котором происходят события. В частности, любовь, вспыхнувшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, представлена на фоне весеннего леса.
Тема любви в творчестве Бунина и Куприна характеризуется тем, что в произведениях этих авторов высокое чувство бессильно перед амбициями, расчетом и жестокостью жизни. После столкновения с обыденностью оно исчезает. Вместо него остается лишь чувство пресыщения.
В произведениях этих авторов быт и любовь, обыденность и это высокое чувство не могут совмещаться. Однако бывает и так, что люди, не замечая своего счастья, проходят мимо него. И с этой стороны раскрывается тема любви в творчестве Бунина и Куприна. К примеру, героиня "Гранатового браслета" княгиня Вера поздно замечает чувство к ней Желткова, однако в конце произведения она узнает, что значит всепоглощающая, бескорыстная любовь. На короткое мгновение она осветила ее жизнь.
В своих произведениях оба писателя говорили о том, что это горячее чувство очень часто приводит к печальному, трагическому концу. Они показывают нам, что безответная любовь – это тоже любовь, и зачастую именно она самая крепкая, самая искренняя, как велика трагедия несчастливой любви и вместе с тем – как повседневна.