Что предпринимать, если в некогда любимом деле внезапно наступает кризис? Если оно больше не вдохновляет? Если есть сомнения — бросать или продолжить?
Подписаться на канал «Деловая среда», чтобы читать полезные для бизнеса статьи.
Личным опытом и историями делятся Анна Чернуха, предприниматель, главный редактор журнала «Свободная Дорога», писательница, и Никита Рождественский, независимый директор компаний, эксперт в организационном развитии и трансформации людей и компаний.
Совет 1: проверьте — что в системе в целом?
Нам интересен не просто успех. Нам интересен успех и счастье.О. Гадецкий.
Нас интересует целостное ощущение удовлетворенности и наполненности от жизни, плюс социальная реализация. Поэтому, если начинает сбоить какая-то из сфер, то скорее всего имеет смысл посмотреть, что происходит во всей системе в целом. Не был ли это бизнес-успех за счет здоровья или за счет отношений? Кризис показывает ошибку в наших действиях при помощи симптомов. Они могут выражаться в виде просадки по деньгам, по здоровью, даже разводом.
Выгоранием, «стенкой», болезнью накрывает тогда, когда другие сигналы были пропущены.
70% того, что мы называем продуктивностью — это про тело. Собраться в кризисной ситуации можно будет при условии, что вы до этого вели адекватный вашим обстоятельствам образ жизни, вовремя отдыхали, вовремя давали организму питание и нагрузку. Для предпринимательства, если вам интересна полноценная, счастливая жизнь, это тем более верно.
Это вопрос, где у вас нет выбора: тут или адекватно заботиться о себе каждый день, или «жечь» в кредит своего ресурса здоровья. Но так можно дойти до хронической или смертельной болезни.
Совет 2: найдите свой «брэнсонит»
Все предприниматели в своем бизнесе делают две вещи:
- То, что больше никто не умеет, кроме них.
- То, что никто больше делать не хочет.
Как сбалансировать эту систему? Давайте вдохновимся Ричардом Брэнсоном. Этот человек управляет 400 компаниями и похоже, что при этом он доволен жизнью. Благодаря чему Ричард Брэнсон умеет управлять 400 корпорациями? Явно не за счет штата помощников, такое масштабирование себя невозможно.
Наша гипотеза состоит в том, что Ричард Брэнсон, управляя всеми корпорациями, добавляет в управление только 5% себя, своего необходимого и достаточного «брэнсонита», а в остальном, и это неотчуждаемая роль лидера, — он создает среду, в которую талантливые люди приходят сиять.
Из 5 встреч с предпринимателями, которые не знают, что им делать — в трех случаях из пяти я говорю — уволься. Раздаешь все свои операционные задачи другим менеджерам и увольняешься. Это упражнение можно проделать в уме, а можно воплотить в реальности.
Реальный кейс. Владелец диджитал-агентства не развивает его, так как со следующей ступенью развития компании возрастут и эмоциональные расходы на те действия, которые его разрушают. Бизнес достигает потолка не потому, что рынок просел, а потому что личность собственника его защищает. Пока не делегированы разрушительные для собственника задачи, бизнес просто не пойдет дальше.
Мы же ищем ответ на вопрос: «Если я перестаю делать вот это и это, то что я буду делать со своим днем и со своей работой?». Раздайте свои задачи, просеивая как песок — и обратите внимание, что же останется у вас, что же останется такого значимого, что вы это не отдадите?
«Увольняясь» из компании, вы создаете ситуацию, при которой на ваше место придет человек, который мечтает это делать. Необходимо осознанно подбирать людей, которые любят те задачи, которые вы ненавидите.
Узнать еще три совета>>>
Читайте также: