Прекрасная семья
Отец Ленина, Илья Николаевич Ульянов, происходил из астраханских мещан. Русская кровь в нем смешалась с калмыцкой и чувашской. Рано оставшись без отца, он совершил немыслимый карьерный взлет: получил высшее образование и выбился из провинциальных учителей в действительные статские советники (в «Табели о рангах» соответствовал чину генерал-майора армии), имел ордена. Высочайше пожалованное дворянство и гражданский чин IVкласса автоматически делали дворянами и детей.
Мать, Мария Александровна Бланк, по материнской линии имела шведско-немецкие корни, по отцовской еврейские. Дочь известного и хорошо зарабатывающего врача, она получила отличное домашнее образование и вдобавок имела диплом домашней учительницы. Была хорошей хозяйкой и заботливой матерью. Сама занималась с младшими детьми иностранными языками и музыкой.
Понятно, что именно отец и мать стали самими близкими для Владимира людьми, оказав решающее влияние на формирование его личности. Что принял он от отца? Пожалуй, главный вывод: упорное стремление к цели награждается успехом и победой! А от матери обстоятельность, кропотливость, внимание к мелочам, которые могут оказаться важными.
Похож на отца, но...
На отца мальчик походил не только внешне. «Володя был вспыльчивым, что унаследовал от отца, на которого очень походил, и, как отец, он научился с годами побарывать эту вспыльчивость. Но, унаследовав от отца сложение, черты лица и характера: большую исполнительность, неуклонность в стремлении к поставленной цели, лично большую скромность и нетребовательность (в быту), он был совершенно своеобразен по большей смелости и самоуверенности с детства...» – пишет Анна Ульянова.
Однако внутренней, душевной близости с отцом у него не получилось. Впоследствии Ленин ни разу не упомянул об отце ни в статьях, ни в письмах к близким. Не унаследовал от отца Владимир и веры в Бога. Мать его, по воспоминаниям Анны Ильиничны, тоже с детьми о Боге не говорила, «не была богомольна и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и немецкую». Хотя, возможно, это уже советская редакция?
Так в сердце ребёнка появилась духовная пустота, впоследствии заполненная марксистской убеждённостью и практичностью, что и вылилось в декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»,
Становление личности
Именно стараниями отца-традиционалиста, даже консерватора, талантливого педагога и трудоголика, в семье была создана атмосфера погружения в дело. Свою лепту в создание семейной общности, безусловно, вносила и мать. От нее шла установка на порядок, четкую организацию времени.
Вставали в 7 утра. Кроме обязательной учебы, в течение дня детей привлекали к уборке и другой домашней работе. Девочки вязали, вышивали, следили за одеждой мальчиков: чинили, штопали, пришивали пуговицы. Мальчики должны были наливать воду в бочки в саду, убирать двор от мусора или снега, помогать носить тяжести сестрам, няне и матери.
Странно лишь, что много лет спустя, во время революции 1905 года, находясь в Швейцарии, этот «самый человечный человек» призывал участников революционных отрядов в Петербурге и Москве обливать кислотой полицейских, лить с верхних этажей кипяток на солдат, использовать любое оружие: «ружье, револьвер, бомба, нож, кастет, палка, тряпка с керосином для поджога, веревка…» А с другой стороны, уж если начал (неважно, грядку или революцию), то доводи до конца любым способом.
В 1879 году Владимир Ульянов поступил в симбирскую классическую гимназию.
Мальчика хвалили в школе и дома. Ставили в пример, гордились. Возможно, это посеяло в его душе убеждение, что он выше и умнее всех. Как итог: в отличных характеристиках учебных успехов Владимира Ульянова директор гимназии Федор Керенский (отец будущего главы Временного правительства) все же подчеркнул: «Ни с кем не дружит». Даже с братьями и сестрами «невнимателен и груб», по их же собственному свидетельству.
И тут трагедия за трагедией. За год до окончания гимназии умер отец. А 1 марта 1887 за подготовку покушения на Александра IIIбыл арестован и уже в мае казнен старший брат Александр. Владимир испытал сильнейшее психологическое потрясение.
В этот момент и произошёл невероятный поворот. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», настольная книга Александра, оказалась у Владимира. Ленин вспоминал: «Он меня всего перепахал!» Ответ на главный вопрос юности: «Что делать?» – повторяют герои романа: делать наше общее дело! Отличник Ульянов легко переводит на латынь нехитрый шифр Чернышевского: делать наше общее дело – рес публикум – значит, делать республику! Так становится ясен путь, а заложенные родителями черты характера и личные дарования позволяют уверенно идти вперёд – формируется характер борца.