Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Как в идеальной семье Ульяновых вырос революционер?

Прекрасная семья

Отец Ленина, Илья Нико­лаевич Ульянов, происходил из астраханских мещан. Рус­ская кровь в нем смешалась с калмыцкой и чувашской. Рано оставшись без отца, он совер­шил немыслимый карьерный взлет: получил высшее образование и выбился из провинциальных учителей в действительные статские советники (в «Табели о рангах» соответствовал чину генерал-майора армии), имел ордена. Высочайше пожалованное дворянство и гражданский чин IVкласса автоматически делали дворянами и детей.

Мать, Мария Алексан­дровна Бланк, по материнской линии имела шведско-не­мецкие корни, по отцовской еврейские. Дочь известного и хорошо зарабатывающего врача, она получила отличное домашнее образование и вдобавок имела диплом домашней учи­тельницы. Была хорошей хозяйкой и за­ботливой матерью. Сама занималась с младшими деть­ми иностранными языками и музыкой.

Понятно, что именно отец и мать стали самими близкими для Влади­мира людьми, оказав реша­ющее влияние на формирова­ние его личности. Что принял он от отца? Пожалуй, главный вывод: упорное стремление к цели награждается успехом и победой! А от матери обстоятельность, кропотливость, внимание к мелочам, которые могут оказаться важными.

Самое известное фото семьи Ульяновых
Самое известное фото семьи Ульяновых

Похож на отца, но...

На отца мальчик походил не только внешне. «Володя был вспыльчивым, что унас­ледовал от отца, на которого очень походил, и, как отец, он научился с годами побарывать эту вспыльчивость. Но, унаследовав от отца сложе­ние, черты лица и характера: большую исполнительность, неуклонность в стремлении к поставленной цели, лично большую скромность и не­требовательность (в быту), он был совершен­но своеобразен по большей смелости и самоуверенности с детства...» – пишет Анна Ульянова.

Однако внутренней, ду­шевной близости с отцом у него не получилось. Впослед­ствии Ленин ни разу не упо­мянул об отце ни в статьях, ни в письмах к близким. Не унаследовал от отца Владимир и веры в Бога. Мать его, по воспоминаниям Анны Ильи­ничны, тоже с детьми о Боге не говорила, «не была богомольна и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и не­мецкую». Хотя, возможно, это уже советская редакция?

Так в сердце ребёнка появилась духовная пустота, впослед­ствии заполненная марксистской убеждённостью и практичностью, что и вылилось в декрет «Об отделении церкви от госу­дарства и школы от церкви»,

Становление личности

Именно стараниями отца-традиционалиста, даже консерватора, талантливого педагога и трудоголика, в се­мье была создана атмосфера погружения в дело. Свою лепту в создание се­мейной общности, безусловно, вносила и мать. От нее шла установка на порядок, четкую организацию времени.

Вставали в 7 утра. Кроме обязательной учебы, в тече­ние дня детей привлекали к уборке и другой домашней работе. Девочки вязали, вы­шивали, следили за одеждой мальчиков: чинили, штопали, пришивали пуговицы. Маль­чики должны были наливать воду в бочки в саду, убирать двор от мусора или снега, помогать носить тяжести сестрам, няне и матери.

Странно лишь, что много лет спустя, во время революции 1905 года, находясь в Швейцарии, этот «самый человечный че­ловек» призывал участников революционных отрядов в Петербурге и Москве обли­вать кислотой полицейских, лить с верхних этажей кипяток на солдат, использовать лю­бое оружие: «ружье, револь­вер, бомба, нож, кастет, палка, тряпка с керосином для под­жога, веревка…» А с другой стороны, уж если начал (неважно, грядку или революцию), то доводи до конца любым способом.

Ульянов - гимназист
Ульянов - гимназист

В 1879 году Владимир Ульянов поступил в симбирскую классическую гимназию.

Мальчика хвалили в шко­ле и дома. Ставили в пример, гордились. Возможно, это по­сеяло в его душе убеждение, что он выше и умнее всех. Как итог: в отличных характери­стиках учебных успехов Вла­димира Ульянова директор гимназии Федор Керенский (отец будущего главы Вре­менного правительства) все же подчеркнул: «Ни с кем не дружит». Даже с братьями и сестрами «невнимателен и груб», по их же собственному свидетельству.

И тут трагедия за трагеди­ей. За год до окончания гимна­зии умер отец. А 1 марта 1887 за подготовку покушения на Александра IIIбыл арестован и уже в мае казнен стар­ший брат Александр. Владимир испытал сильнейшее психо­логическое потрясение.

В этот момент и произо­шёл невероятный поворот. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», настольная книга Александра, оказалась у Владимира. Ленин вспоминал: «Он меня всего перепахал!» Ответ на главный вопрос юности: «Что делать?» – повторяют герои романа: делать наше общее дело! Отличник Ульянов легко переводит на латынь нехитрый шифр Чернышевского: делать наше общее дело – рес публикум – значит, делать республику! Так становится ясен путь, а заложенные родителями черты характера и личные дарования позволяют уверенно идти вперёд – формируется характер борца.