Найти тему
Кирик Аношин

Танк Т-28

Оглавление

Т-28— трёхбашенный советский средний танк межвоенного периода. Разработан в 19301932 годах инженерами танко-тракторного конструкторского бюро ВОАОпод общим руководством С. А. Гинзбурга. Т-28 является первым в СССР средним танком, запущенным в массовое производство. В период с 1933 по 1940 год ленинградским Кировским заводомбыло выпущено 503 экземпляра Т-28.

Т-28

Экранированный Т-28 (Т-28Э), использовавшийся Финской армией, в экспозиции танкового музея в г. Парола(Финляндия)

Т-28

Классификация

средний танк;

танк прорыва

Боевая масса, т

25,4

Компоновочная схема

классическая, трёхбашенная

Экипаж, чел.

6

История

Производитель

 Кировский завод

Годы разработки

19301932

Годы производства

19331940

Годы эксплуатации

1933—1944 (в СССР)

1940—1951 (в Финляндии)

Количество выпущенных, шт.

503

Основные операторы

 

Размеры

Длина корпуса, мм

7370

Ширина, мм

2870

Высота, мм

2625

Клиренс, мм

500

Бронирование

Тип брони

стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град.

30

Лоб корпуса (середина), мм/град.

15

Лоб корпуса (низ), мм/град.

30

Борт корпуса, мм/град.

20+10

Корма корпуса, мм/град.

18—20

Днище, мм

15—18

Крыша корпуса, мм

10

Лоб башни, мм/град.

20

Маска орудиямм/град.

20

Борт башни, мм/град.

20

Корма башни, мм/град.

20

Крыша башни, мм

10—15

Вооружение

Калибр и марка пушки

76,2-мм КТ-28обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1938 года)

Тип пушки

танковая

Длина ствола, калибров

16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10)

Боекомплект пушки

69

Углы ВН, град.

+25°/−5°

Углы ГН, град.

360° (главная башня)

165° (малая башня)

Прицелы

телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года

Пулемёты

4—5 × 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя

V-образный 12-цилиндровыйкарбюраторныйжидкостного охлаждения М-17Т

Мощность двигателя, л. с.

450

Скорость по шоссе, км/ч

42

Скорость по пересечённой местности, км/ч

20—25

Запас хода по шоссе, км

180—190

Запас хода по пересечённой местности, км

120—140

Удельная мощность, л. с./т

17,7

Тип подвески

полностью сблокированная, на вертикальных пружинах

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,62

Преодолеваемый подъём, град.

37°

Преодолеваемая стенка, м

1,0

Преодолеваемый ров, м

3,5

Преодолеваемый брод, м

Т-28 представлял собой трёхбашенный средний танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. На момент создания являлся сильнейшим средним танком в мире.[Л 1]

С 1933 года танки Т-28 поступали на вооружение тяжёлых танковых бригад(ттбрРККА, выделенных с 1936 года в состав резерва Главного Командования. В составе ттбр РГК танки Т-28 использовались в Польском походе РККАи Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества. Однако бронезащита танков по итогам боёв на Карельском перешейке была признана недостаточной, поэтому часть танков снабдили дополнительной экранировкой. К середине 1941 года Т-28 морально устарел, однако по своим тактико-техническим характеристикам всё ещё превосходил практически все образцы танков, имевшиеся в распоряжении вермахта.[Л 2] В составе танковых бригад механизированных корпусов РККА Т-28 участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако в большинстве своём были потеряны за первые её месяцы, главным образом из-за технических неисправностей. Последнее боевое применение Т-28 частями РККА зафиксировано в 1944 году.

Трофейные Т-28 использовались войсками Финляндии, на вооружении которых эти танки оставались до 1951 года.

История созданияПравить

Один из прообразов Т-28 — британский средний танк «Виккерс 16-тонный», 1934 год

История Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советскойзакупочной комиссии во главе с С. Гинзбургом, в чью задачу входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Одним из танков, особенно заинтересовавших комиссию, стал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне следующие условия для приобретения машины:[Л 3]

  • Единовременный платёж в размере 20 000 фунтов стерлингов (порядка 200 000 рублей золотом) за ознакомление с конструкцией и развитием танков этого типа.
  • Заказ у фирмы «Виккерс» 10 танков этого типа по цене 16 тыс. фунтов стерлингов (160 тыс. рублей золотом) за танк без вооружения.

Такие условия советской делегацией были сочтены неприемлемыми, и было принято решение от приобретения A6 отказаться и вместо этого создать танк такого класса собственными силами с использованием опыта, полученного при изучении в Великобритании образца A6.[Л 4]

Эскизное проектирование нового танка было поручено факультету моторизации и механизации Военно-технической академии им. Ф. Дзержинского, а также созданному 28 января 1931 года танко-тракторному конструкторскому бюроВОАО. Оба проекта были готовы к июлю того же года. По результатам их сравнения руководством Управления моторизации и механизации был выбран имевший индекс Т-28 проект конструкторского бюро ВОАО, основными разработчиками которого были начальник бюро С. Гинзбург, его заместитель В. Заславский и инженеры-конструкторы О. Иванов и А. Гаккель. В конструкции танка были использованы как данные, полученные при изучении A6, так и опыт, накопленный конструкторами в ходе советско-германского сотрудничества начала 1930-х годов (в частности, разработки танка ТГ и испытаний немецких танков на полигоне под Казанью). По первоначальному проекту танк должен был сохранять общую компоновку A6, иметь вес около 16 тонн и нести вооружение из 45-мм пушки и пулемёта в главной башне и ещё двух пулемётов — в малых. Бронирование танка должно было составлять 20 мм в лобовой части корпуса и 16—17 мм на остальных вертикальных поверхностях, толщина бронелистов крыши — 10 мм, днища — 8 мм. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с., уже устанавливавшийся на танках БТ-2. В конструкции предполагалось широко использовать также другие узлы и конструктивные решения уже находившихся в производстве БТ-2 и Т-26.[Л 5]

28 сентября 1931 года Управление моторизации и механизации заключило с ВОАО договор на изготовление рабочих чертежей и сборку двух опытных образцов Т-28 к 1 мая 1932 года. Прототип танка из неброневой стали был закончен к маю и совершил первый испытательный пробег по двору завода 2 мая 1932 года. От начального проекта прототип отличался установкой более мощного двигателя М-17, а также установкой 37-мм пушки ПС-2 вместо 45-мм, поскольку последняя всё ещё не была готова к тому времени. 11 июня 1932 года Т-28 был продемонстрирован командованию Управления моторизации и механизации РККА. Танк в целом получил положительную оценку, однако военные потребовали установки на него, начиная уже со второго опытного образца, дизельного двигателя ПГЕ, находившегося в то время в разработке, и 76-мм пушки ПС-3. С учётом этих замечаний, а также результатов испытаний прототипа, проект Т-28 был в августе — сентябре 1932 года кардинально переработан — в большей или меньшей степени изменены были почти все узлы и системы танка, за исключением лишь двигательной установки, поскольку указанный дизель так и не был доведён до приемлемого уровня. После этого в конце октября 1932 года, даже не дожидаясь изготовления второго опытного образца, Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве танка.[Л 5]

Серийное производствоПравить

Прототип танка Т-28, 1932 год

Для организации серийного производства Т-28 был выбран ленинградский завод «Красный Путиловец» (бывший Путиловский, впоследствии — Кировский). Это объяснялось в первую очередь тем, что по тем временам Т-28 был весьма сложной машиной, а «Красный Путиловец» располагал достаточными для освоения его производства мощностями и квалифицированными кадрами. Кроме того, у завода уже был опыт сооружения высокосложных механизмов, таких как артиллерийские орудия, паровозыпортовые краны и т. п. Немаловажным был также тот факт, что с 1931 года завод выпускал детали трансмиссии танков Т-26(элементы коробки передач, бортовые редукторы и т. п.).[Л 6] В конце ноября 1932 года на завод поступили рабочие чертежи танка, и было начато развёртывание производства.

Однако почти сразу начались проблемы. Оборудование цеха МХ-2, выделенного под производство Т-28, было сильно изношено и плохо приспособлено для изготовления деталей танков, требовавших высокой культуры производства. Чтобы преодолеть эту проблему, были расконсервированы, модернизированы и пущены в работу станки времён Первой мировой войны.[Л 6] Кроме того, по личному распоряжению С. М. Кирова на завод был доставлен ряд станков с других предприятий Ленинграда.[Л 6]

Первая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая 10 из них прошли в составе парада по московской Красной площади.[Л 6][Л 7] Правда, эти танки были приняты условно, так как нуждались в доработках, не имели оптических прицелов, устройств внешней и внутренней связи и т. п. После парадов танки отправились обратно на завод.

Но, несмотря на первые успехи, освоение Т-28 в производстве шло медленно и сталкивалось с большим количеством трудностей. Первый госзаказ Управления механизации и моторизации РККА, выданный в 1933 году, предусматривал выпуск 90 танков Т-28. Завод же до конца года с большим трудом смог собрать 41 машину.[Л 6] Для исправления ситуации была проведена капитальная модернизация цеха МХ-2, в котором собирались Т-28, необходимые станки и оборудование были заказаны за границей. Кроме того, осенью 1933 года на заводе было организовано специализированное танковое КБ, получившее название СКБ-2, первой задачей которого стала доработка Т-28 для ускорения его производства. Руководителем СКБ-2 в тот период был О. М. Иванов.

Развернуть стабильное серийное производство удалось только в 1934 году, когда закончилась реконструкция цеха и были налажены прочные связи со всеми поставщиками комплектующих для танка. Но окончательно чертежи и технология производства танков были отработаны только к началу 1936 года. К этому времени в конструкцию танка уже было внесено свыше 700 мелких изменений. Именно длительным освоением в производстве объясняется тот факт, что Т-28 выпуска 1933—1935 страдали многими «детским болезнями» бронетехники, из-за чего танки задерживались военной приёмкой, а в военные части, уже получившие танки Т-28, приходилось направлять заводские ремонтные бригады.

Положительную роль в разворачивании серийного производства сыграл также тот факт, что в 1936 году цех МХ-2 наконец освободили от посторонних заказов — до этого он, параллельно с Т-28, производил сборку 15- и 75-тонных кранов и прессов, что отвлекало и без того немногочисленные рабочие кадры.[Л 8]

Сборка танков Т-28 в цехе Кировского завода. 1935 год

Производство комплектующих для Т-28, начиная с 1934 года, осуществляли следующие заводы:[Л 9]

На Кировском заводе осуществлялось изготовление остальных деталей и сборка танка.

Серийный выпуск танка осуществлялся в течение восьми лет, с 1933 по 1940