Блокноты в кажаном переплёте всегда смотрятся стильно и, как любит говаривать мой знакомый, богато. Но и кожу иногда очень хочется как-то украсить. Например, нанести рисунок. Есть множество способов это сделать: печать, гравировка, тиснение и т. п. Но можно сделать и пирографию, т. е. выжечь желаемое изображение.
Специальных выжигателей для кожи не требуется, да и врядли они вообще есть. Используют те же приборы, что и для дерева. Выжигатели бывают двух типов. Первые похожи на паяльники со сменными жалами. Можно пользоваться ими, но не очень удобно. Они долго нагреваются, отсутствует регулировка мощности, даже самые тонкие насадки не позволяют делать детальную проработку. Но такие приборы считаются более надёжными.
Вторая разновидность - это выжигатели с проволочной дугой. Они и в руке лучше лежат, и нагреваются за секунды, и как правило снабжены регулятором, и позволяют сделать лучшую детализацию. Но в случае выхода из строя проволочной дуги, придётся её выпаивать.
Теперь поговорим о коже. Свойства её зависят от множества параметров: от кого получена, с какой части снята, каким способом выделывалась, как окрашивалась. Кому интересно, может посмотреть в интернете. Исходя из собственного опыта скажу, что для блокнота, в котором кожа выполняет роль обложки, идеально подходит чепрак.
Чепрак – плотная износостойкая кожа. Это срединная часть шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Благодаря отсутствию дополнительных поверхностных отделок, этот вид кожи сохраняет свой естественный рисунок.
Оптимальная толщина чепрака для обложки "лонг стичей" – 1,3 - 2 мм. А если делать открытый коптский переплëт, то можно и побольше.
Ещë на то, как "ляжет" пирография на кожу, влияет цвет окраса. Оптимальны в данном случае оттенки коричневого и жëлтого. На красном рисунок получается блёклым. На изумрудном чепраке, как на фото выше, рисунок отсвечивает серебристым. Но лучше всего сначала попробовать повыжигать на маленьком куске. В магазине у продавца можно всегда попросить кусочек кожи. Мне, допусим, никогда не отказывали. Как не крути, а кожа - материал дорогой, и если уж вкладываться, то нужно быть уверенным в результате.
Теперь поговорим, о подготовке к выжиганию. Допустим, с рисунком мы определились, и теперь нужно как-то его перенести на кожу. Копирками пользоваться нельзя - испачкаете кожу, потом не ототрёте. Обычно предлагают, приложить бумагу с изображением к коже и обвести рисунок шариковой ручкой. После обводки на материале останутся линии, как при тиснении. Другой способ: распечатать на бумаге желаемое изображение (только не забудьте его "отзеркалить"), затем обвести его жирным карандашом (В, В2, В4 и т.п.), приложить обводкой к коже и чем-нибудь (хоть ногтем) потереть по всей поверхности листа, грифельный рисунок отпечатается на поверхности. Сам я пользуюсь той же методикой переноса изображения, что и для ткани. Видео можно посмотреть ТУТ.
При выжигании от кожи исходит неприятный запах. От этого, увы, никак не отделаться. Ещё, после нанесения пирографии кожа может покоробиться, т.е. пойти волнами. Чтобы вернуть ей прежнее состояние, нужно немного увлажнить кожу с обратной стороны и положить просыхать под пресс.
Ну вот, пожалуй, и всё. Творческих вам успехов, друзья!
#кожаный #выжигатель #выжигание на коже #мастер-класс #переплет