Французские законотворцы урегулируют использование в рекламе компьютерной программы Photoshop по обработке изображений. С её помощью рекламщики и фотографы, как правило, улучшают внешний вид супермодели, лица после использования суперкрема или волос, вымытых супершампунем. И выдают желаемое за действительное, фактически обманывая потребителей.
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
Желание людей казаться на фото лучше, чем они есть на самом деле, вполне естественно и объяснимо. Если же речь идёт о моделях, то оно ещё и экономически обосновано: «приукрашенный», идеальный товар покупают куда охотнее. Однако против неестественной красоты теперь выступают не только общественные женские организации, которые считают Photoshop источником гипертрофированных мужских ожиданий и психических переживаний женщин на этой почве, но и некоторые политики. В частности, против использования ретушированных фотографий высказались французские власти.
В ближайшее время французские законодатели разработают законопроект, по которому все рекламодатели должны будут обозначать специальными пометками те рекламные снимки, на которых изображение моделей было улучшено с помощью компьютерных программ. С инициативой разработки документа выступила депутат французского парламента Валери Бойе. По её мнению, сейчас в рекламных материалах почти не используются «натуральные» фото- и видеоматериалы, из-за чего мы вынуждены постоянно наблюдать неестественно красивых людей, неестественно сочное мясо и неестественно прекрасные места отдыха.
Это приводит к тому, что люди стремятся к «идеалу», которого на самом деле не существует, в итоге — постоянный стресс. Валери Бойе уверена, что если под каждым рекламным фото будет подпись, что оно не совсем настоящее, это позволит французам «успокоиться».
В качестве примера Бойе ссылается на литературу: «Автор пишет книгу о реальных событиях, но приукрашивает их, насыщает драматизмом. Такая книга называется художественной, а не исторической или документальной. Что мешает аналогичным образом классифицировать рекламные фото?».
Американская Федеральная торговая комиссия не только требует, чтобы блогеры уведомляли своих читателей о том, что они получили деньги за тот или иной рекламный пост, но и предлагает ввести штраф за скрытую рекламу: 11 тыс. долларов. В США многие блоги по популярности догоняют или уже догнали сетевые версии традиционных СМИ. Однако СМИ исправно платят налоги с каждого рекламного модуля, а авторы дневников свои доходы никак не документируют.
«Мы хотим бороться со стереотипным образом, будто все женщины молодые и стройные, — добавляет Бойе. — Рекламные фото могут заставить людей поверить в реальность, которой на самом деле не существует, и оказать пагубное воздействие на подростков. Многие молодые люди, особенно девочки, не чувствуют разницы между виртуальным миром и реальностью, и это может развивать комплексы в очень молодом возрасте. В некоторых случаях это приводит к анорексии или булимии и очень серьёзным проблемам со здоровьем».
По мнению депутата, новый закон позволит уберечь как подростков, так и потребителей, которые действительно могут поверить, что использование определённых препаратов сделает их фигуру идеальной. Надо сказать, что Бойе — представитель партии UMP, в которой состоит и ныне действующий президент Франции Николя Саркози. Законопроект уже был одобрен в первом чтении парламента.
И вроде бы всё логично. Только не совсем понятно, какой урон этот закон может нанести медиаиндустрии. «Настоящие» модели окажутся обычными «девушками из соседнего двора», а привлекательность туристических направлений может резко снизиться. Или взять, к примеру, индустрию спортивных тренажёров: какой будет эффект от их рекламы, если в качестве моделей будут использоваться люди с не совсем идеальной фигурой. А как быть со звёздами? Очевидно, если журналы и рекламные компании будут их печатать исключительно в «натуральном» виде, они попросту откажутся сниматься. Аналогичная ситуация будет и в случае, если под их фото ставить специальный знак, указывающий на использование «Фотошопа».
Собственно, госпожа Бойе все эти доводы понимает, но продолжает настаивать: идеальные образы на обложках журналов вводят людей в заблуждение. А это противоречит даже существующему законодательству в области рекламы. Именно поэтому в новом законопроекте прописано, что если под фотографией, обработанной при помощи ПК, не будет соответствующей подписи, нарушителю придётся заплатить штраф в размере 55 тыс. долларов. Если стоимость размещения рекламного сообщения ниже этой суммы, то сумма штрафа составит минимум 50% от цены размещения в том или ином журнале. Если учесть, что одно и то же фото производитель любой продукции может использовать для рекламы сразу в нескольких десятках СМИ, то получиться могут и вовсе астрономические суммы.
Надо сказать, что законопроект ещё не принят, однако в том, что в итоге он всё-таки вступит в силу, сомневаться не приходится: его уже поддержало 50 депутатов французского парламента. Кстати, законопроект будет относиться не только к рекламным материалам: штрафоваться будут также СМИ с отретушированными фото политиков или бизнесменов.
Вся схема подобного продвижения строится на тезисе «к пользовательскому некоммерческому контенту (то есть блогу) доверия больше». Причём принципиально больше. Оно и понятно. Читая блог увлечённого любителя сотовых телефонов, вы рассчитываете на объективность или честную субъективность. Рассчитываете на то, что частное мнение — это не отрывок из рекламного проспекта и что человек, который пишет чисто ради удовольствия и не ставит себе цель в виде извлечения прибыли из своего занятия, будет честен со своими читателями.
Поскольку Франция — весьма влиятельная страна, её законодательные инициативы не могут не будоражить умы стран-соседей. В Великобритании, например, с аналогичной инициативой выступили местные парламентарии. Правда, с одним, но радикальным отличием: в туманном Альбионе обязательным станет подписывать отретушированные фото только в глянцевых журналах, определяющих стандарты красоты для подростков и домохозяек.
Инициатор законопроекта Джо Свенсон, подобно своей французской коллеге, также указывает на комплексы своих сограждан: «Когда люди смотрят на идеальных моделей, они начинают сильно переживать по поводу собственной внешности». Инициатива, кстати, поддержана главным редактором британской версии журнала Vogue Александрой Шульман, которая уже обратилась к ведущим домам моды Лондона с просьбой изменить стандарты выбора моделей.
В Германии тоже прослеживаются подобные настроения. Местный женский журнал Brigitte объявил о намерении уже в 2010 году отказаться от использования в своей рекламе профессиональных моделей. Главный редактор издания Андреас Лебер заявил, что с ними «слишком много головной боли»: фото постоянно приходится ретушировать, потому как модели, работающие на показах, слишком тощие и им постоянно приходится добавлять «объёмы». По оценкам Brigitte, средняя немецкая модель весит на 23% меньше типичной немки.
Отчасти из-за такой диспропорции год или два назад в Европе началась масштабная кампания против слишком худых моделей. В частности, в Италии был принят закон, согласно которому запрещено использовать в рекламных материалах моделей, которые при росте от 175 см имеют вес меньше 55 кг. Схожий документ был принят и в Испании. Высказывались против худых моделей и знаменитые дизайнеры — например, Джорджо Армани. Производитель косметических средств компания Dove провела показательную рекламную кампанию, в которой новое мыло рекламировали «нормальные» женщины, не модели. Другой вопрос, надолго ли в почёте будут женщины с «обычными» европейскими фигурами?
Пока дизайнеры и политики «играют» с лишним весом, индустрия рекламы может серьёзно видоизмениться. И далеко не факт, что эти изменения пойдут ей на пользу.
Автор: Валентин Мальцев, "Частный корреспондент".