Найти тему
Realist Media

Отдавайте на аутсорс задачи сотрудников, которых трудно проконтролировать удаленно

Оценка эффективности сотрудников представляет собой один из самых главных вызовов для руководителей вне зависимости от формата занятости работника - «очного» или дистанционного. Особенно это актуально для больших компаний, которые в ходе своего развития обрастают «организационным жиром», то есть, неким количеством поддерживающих и сервисных сотрудников, чья деятельность менее структурирована, чем деятельность «основного» персонала, и которую сложнее оцифровать. HR-executive и автор книги «Корпоративная культура как она есть» Татьяна Кожевникова рассказала в экспертной колонке Realist Media, как оценить эффективность таких сотрудников.

Проще всего измерить эффективность тех сотрудников, которые должны выполнить определённый объём работы с конкретным результатом, например, создать мобильное приложение (для специалистов по ИТ) или разместить заданное количество публикаций в соцсетях (для специалистов по SMM). В компании обычно существует понимание того, сколько времени занимает выполнение тех или иных операций, а если такого понимания нет, то всегда можно получить информацию у партнеров или консультантов. Соответственно, можно считать, что если сотрудники выполнили поставленную задачу в разумные временные сроки, то они эффективны. Неслучайно специалисты, выполняющие задачи с легко измеримыми результатами и возможностью внешнего бенчмаркинга, начали работать дистанционно задолго до пандемии. Поэтому в их случае ничего существенно не изменилось: компании продолжают использовать в отношении данных сотрудников те инструменты управления эффективностью, которые использовались и до 2020 года (KPI, OKR, гибкий проектный менеджмент и так далее). Контролировать время начала и окончания работы, а также количество отработанных часов для данного типа сотрудников бессмысленно, так как результаты их труда легко измерить.

Сложнее дело обстоит с упомянутым выше поддерживающим персоналом, чья роль в компании зачастую связана с оказанием сервиса внутренним клиентам по их запросам. Существуют должности с неравномерной загрузкой, которая не зависит от самого сотрудника. Например, специалист по подбору персонала ничем не занят, так как в компании на данный момент отсутствуют вакансии, а юрист бездельничает, так как ему или ей не поступило никаких запросов от коллег. Конечно, сотрудник с высоким уровнем вовлечённости будет использовать врЕменную паузу, чтобы почитать профильные материалы и повысить свою квалификацию, или обратится к руководителю с просьбой дать какой-нибудь дополнительный проект. Невовлеченный сотрудник просто не будет ничего делать, и, если у него или неё окладная система оплаты труда, завязанная только на количество рабочих часов, компания будет зря платить деньги. Очевидно, что формат занятости в данной ситуации ничего не меняет: при «очной» работе подобные недозагруженные работники пили кофе в столовой, бродили по офису и разговаривали с коллегами, проводили несколько часов «на обеде» или просто занимались своими делами на рабочем месте. При дистанционной занятости они будут аналогично тратить время на свои личные дела, но только не в офисе, а дома.

-2

Система KPI в ситуации с немотивированным и невовлеченным сотрудником не очень поможет. Если устанавливаются общекорпоративные или командные показатели (например, EBITDA всей компании или объём продаж в определенном регионе), сотрудник поддерживающей функции может, работая вполсилы, «выполнять цели» и даже получать бонусы, если они привязаны к KPI. Постановка индивидуальных KPI обычно не очень эффективна, так они получаются «процессными», например, «обрабатывать 100% платёжных документов в надлежащий срок» (для бухгалтера) или «обеспечивать выдачу ноутбуков всем новым сотрудникам в течение первого дня работы в компании» (для административно-хозяйственного персонала).

Руководство компаний использует разные стратегии для борьбы с подобными вызовами. Некоторые работодатели устанавливают на компьютеры сотрудников ИТ-инструменты, которые контролируют, чем человек занимается в течение рабочего дня, фиксируют количество времени, проведённого у монитора, анализируют его или ее переписку в корпоративных мессенджерах, почте и инструментах проектного управления. Недостатком данного подхода является то, что он неприменим для тех категорий сотрудников, которые работают, в основном, не с компьютером, а с людьми (например, отдел обучения или отдел по связям с госорганами). Кроме того, постоянный контроль может играть роль демотивирующего фактора для некоторых сотрудников.

-3

Другие работодатели делают ставку на повышение вовлечённости персонала и его empowerment, то есть, делегирование полномочий и ответственности. Я подробно рассматривала этот подход в своей колонке. Данная стратегия иногда называется «управление по ценностям». Предполагается, что, если сотрудник разделяет ценности компании и готов прикладывать максимум усилий для успеха бизнеса, его или ее не надо постоянно контролировать, а достаточно поставить долгосрочные командные цели и мотивировать с помощью обратной связи, нематериального поощрения и корпоративной культуры. Преимуществом данного подхода является то, что он наиболее эффективен в ситуации дистанционной работы, так как минимизирует расходы на контроль и предполагает небольшое количество линейных менеджеров и плоскую организационную структуру. Недостатком является то, что на построение правильной корпоративной культуры и повышение вовлечённости персонала уходят годы, соответственно, быстро перейти на «управление по ценностям» не получится.

Наиболее радикальным и соответствующим цифровой эпохе является третий подход, предполагающий вывод на аутсорсинг всех сервисных и поддерживающих функций компании. Многие международные корпорации не имеют в штате ни одного юриста и получают юридическую поддержку от специализированных консалтинговых фирм, оплачивая только то время, когда работники фирмы готовили документы. Аналогично, можно не держать в штате дизайнера, SSM-щика или рекрутера, а заключить договор на оказание услуг и оплачивать только реально отработанные часы или произведённые продукты. На аутсорсинг можно передать бухгалтерию, кадровое делопроизводство, ИТ, службу протокола, отдел организации деловых поездок и корпоративных мероприятий, иными словами, всех тех сотрудников, которых трудно контролировать удалённо и для которых сложно придумать адекватные KPI.

Читайте также: как бороться с эмоциональным выгоранием