Трилогия Лю Цысиня прочитана. Первый опыт общения с китайской фантастикой можно считать удачным.
Начну с недостатков. Самой сильной оказалась первая книга трилогии. Её вселенная, главные герой наиболее качественно прописаны. Чувствуется, что именно первую книгу автор проработал лучше всего. Последующие части, безусловно, достойные прочтения, слабее и в сюжетном плане, и, особенно, в описании героев. Любовная линия в конце кажется абсолютно надуманной и, скорее, призвана поставить точку в истории человечества, чем раскрыть образ уже весьма поблекших главных персонажей.
Но! Оценивая трилогию, нельзя забывать, что автор китаец и его взгляд на мир сильно отличается от нашего.
Для начала мы встречаем массу сюжетов из других произведений, в том числе отечественных. Лю прямо проводит паралель между главной героиней третьей части и героиней романа Некрасова. Все эти заимствования ничуть не влияют на качество произведения и не делают его менее самобытным. Да, заимствование и адаптация это тоже путь и вполне себе самобытный. Бросаются в глаза две вещи: это линия поведения государства (армии и спецслужб) и отношение автора к обществу.
Общество у автора - основной источник зла. Все ошибки совершаются им. Любое коллегиальное решение ведет в тупик, любое единоличное оказывается правильным.
Книга начинается с коллективного суда над профессорами времен Культурной революции, заканчивается затворничеством двух влюбленных в искусственной вселенной и ее последующей гибели. Противопоставление индивидуального общему столь велико, что часто не понимаешь, а стоит ли спасать человечество?
Очень странное отношение автора к демократии. Он всячески подчеркивает ее безальтернативность с точки зрения государственного устройства будущего, но на деле общество демократии фактически не отличается в своем поведении от общества тоталитаризма. Более того, при значительно большем комфорте для индивидов оно также способно на террор по отношению к своим согражданам. Но при этом категорически не способно принимать решения в контексте безопасности.
Основными акторами процессов выступают абсолютно авторитарные личности, попавшие в будущее благодаря технологии гибернации. Не менее удивляет склонность общества к самоцензуре. Даже в демократическом обществе решения принимаются для всех. Невозможны альтернативы. Попытка покинуть Солнечную систему вопреки идее строительства оборонительного флота воспринимается как предательство и пресекается службами демократического общества.
Итог ... все способы защиты оказываются несостоятельными, что в конечном счете и заканчивается исчезновением земной цивилизации. Да и вообще вселенной! Спасаются лишь те кто открыто саботировал решения общества и были записаны в преступники (спасутся ли?).
Очень удивили силовики. Они выступают в роли решительных грамотных людей, способных принимать стратегические решения. Но идиллия разрушается после первого боестолкновения с внеземной цивилизацией. Военные не просто бегут (подчеркиваю не отступают, а именно бегут!) Они еще и уничтожают своих коллег по бегству, чтобы завладеть их ресурсами для длительного путешествия. Здесь нет "Брестской крепости". Враг сильнее, значит нужно спасать свои шкуры.
Поведение разведки для человека, в чьей культуре "17 мгновений весны" заняли прочное место, выглядит странно и наивно.
Значительно любопытнее изложение стратегического видения проблемы. С точки зрения постановки стратегических задач трилогия может использоваться как учебник и вполне дать фору Айзеку Азимову. Но ответы на эти задачи вызывают удивление. Капитуляция является вполне приемлемым ходом, а оптимальным выбирается сценарий строительства очередной "китайской стены" в звездном масштабе. Правда в процессе выясняется что этот метод ведет к катастрофе. Что впрочем не мешает объявить всех, кто пытается вырваться за пределы солнечной системы, предателями.
Книга сильна адаптацией физических законов к жанру фантастики, что переводит ее в разряд "твердой". Значительно слабее выглядит процесс социального моделирования, но китайская специфика спасает ситуацию.
В ситуации отсутствия фильма можно ознакомится с анимированной визуализацией всех трех частей.