Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Вхождение в команду Байдена опытных специалистов предвозвещает новую эру в отношениях с Азией

Джо Байден обещает привнести иной взгляд на политику США в Азии, в том числе и в отношении Китая. Опытные посланники и политики настроенны тонко управлять новым курсом азиатского альянса, рассматривая Китай как стратегического конкурента, а не врага.

Избранный президент США Джозеф Байден пообещал быструю и яростную повестку дня в первые 100 дней своего пребывания на посту в попытке показать миру, что «Америка вернулась» после четырех беспорядочных и противоречивых лет правления уходящего Дональда Трампа. Новая администрация обещает соединить быстрые и решительные внутренние реформы с восстановлением американского лидерства за рубежом, в том числе в отношении Китая в Азии. «Америка собирается восстановить свою роль в мире и стать строителем коалиции», – заявил Байден после своей победы на выборах в ноябре прошлого года.

Ключом к успеху администрации Байдена будет быстрое утверждение его главных назначенцев Конгрессом, возглавляемым демократами, а также быстрая замена пережитков эпохи Трампа, начиная с уровня заместителя секретаря и помощника секретаря, в бюрократии национальной безопасности. Цель заключается в том, чтобы избежать пробелов в политике и вакуума лидерства, превалировавших при Трампе, который обещал «осушить болото» вашингтонского истеблишмента только для того, чтобы быстро нанять, а затем уволить закадычных друзей, и запоздало назначить более компетентных кандидатов, что парализовало работу как Госдепартамента, так и Пентагона.

В отличие от своего популистского предшественника, новая демократическая администрация будет в первую очередь полагаться на опытных политиков и проверенных экспертов с тем, чтобы спроецировать американское лидерство в стратегических регионах, таких как Азия. Знакомый фон его главных назначенцев, вероятно, облегчит их быстрое двухпартийное одобрение в Конгрессе демократического большинства.

Наиболее ярким выражением этого подхода, основанного на ветеранах, является назначение Байденом видного специалиста по Азии Курта Кэмпбелла своим «Индо-тихоокеанским царем». Это заявление было предсказуемо встречено двухпартийной поддержкой в Вашингтоне, а также похвалами в крупных региональных столицах, особенно в Токио и Канберре. Видный республиканский эксперт по внешней политике Майкл Грин приветствовал главного регионального политика в команде Байдена как «самого важного архитектора азиатской политики в Демократической партии его поколения», который сыграл ключевую роль во время администрации Обамы в «противодействии китайскому принуждению».

Министр иностранных дел Японии Тошимицу Мотеги также высоко оценил это назначение, а также решение Байдена сформировать специализированный орган ведущих внешнеполитических умов для надзора за «Индо-тихоокеанскими» делами в Совете национальной безопасности (СНБ). Джули Бишоп, бывший министр иностранных дел Австралии, также назвала это назначение превосходным и «еще одним свидетельством того, что администрация Байдена будет сильным и надежным партнером для нас».

Задача Кэмпбелла будет особенно трудной, а именно координация американской политики во многих ведомствах, включая как государственные, так и оборонные ведомства, чтобы охватить стратегические интересы через Тихий и Индийский океаны и большую часть Евразийской суши. Как сказал в Твиттере Эрик Сэйерс, бывший советник Тихоокеанского командования ВМС США, – «Мы не можем позволить себе, чтобы Министерство обороны управляло своей китайской стратегией, в то время как государство, коммерция и казначейство разрабатывают совершенно разные сценарии. Курт будет иметь геркулесовскую и неблагодарную задачу попытаться заставить их всех «ехать в одном автобусе, который он поведет сам».

Назначение Кэмпбелла является частью более широкой волны бывших высокопоставленных чиновников администрации Обамы и новых восходящих звезд в демократическом истеблишменте, берущих бразды правления американской внешней политикой. Кэмпбелл, который будет главным координатором политики по азиатским делам в Совете национальной безопасности, присоединится к другим ведущим советникам Байдена и китайским экспертам, включая Эли Ратнера, бывшего заместителя советника Совета национальной безопасности во время вице-президентства Байдена; Раша Доши, демократического внешнеполитического стратега следующего поколения из Брукингского института, который будет курировать китайский портфель; и Лауру Розенбергер, давнего сторонника демократии и главного помощника бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон и, вероятно, следующего главы Госдепартамента Энтони Блинкена.

В своих эссе Кэмпбелл, Ратнер и Доши представили фактический манифест новой демократической внешней политики, движимой необходимостью создания сильной многосторонней стратегии для сдерживания роста Китая и его «наихудших инстинктов». «Почти полвека прошло с тех пор, как Никсон сделал первые шаги к сближению с Китаем, и становится все более очевидным, что Вашингтон снова слишком сильно верил в свою силу, чтобы сформировать траекторию движения Китая», – утверждали ранее Кэмпбелл и Ратнер, что привело к серьезному переосмыслению американской политики в отношении Китая в последние годы. Ведь совсем недавно Доши и Кэмпбелл утверждали, что «растущая материальная мощь Китая действительно дестабилизировала хрупкое равновесие в регионе и придала смелости территориальному авантюризму Пекина». «Оставленное без контроля поведение Китая может положить конец долгому миру в регионе», – утверждали два ведущих мыслителя демократической политики.

Публичная позиция при выборе кандидатов в команду Байдена на пост госсекретаря (Энтони Блинкен), министра обороны (Ллойд Остин) и нового советника по национальной безопасности Джейка Салливана перекликается с фундаментальной позицией, сформулированной Кэмпбеллом, Ратнером и Доши в их трудах. Решение администрации Байдена сохранить название «Индо-тихоокеанский регион», а не заменить его на прежний термин «Азиатско-тихоокеанский регион», особенно красноречиво, поскольку оно сигнализирует о преемственности, а не об отходе от акцента эпохи Трампа на создании прочной сети альянсов с единомышленниками для сдерживания китайских амбиций по всему региону.

Так было и со временем объявления, которое последовало вскоре после неожиданного выхода рассекреченной версии документа администрации Трампа по Индо-тихоокеанской стратегии 2018-го года, в котором излагается жесткое и непримиримое принятие полномасштабного соперничества сверхдержав с Китаем. В документе, озаглавленном «Стратегические рамки США для Индо-тихоокеанского региона», подчеркивается необходимость сохранения стратегического первенства США в регионе и обвиняется Китай, среди прочего, в стремлении «распустить американские альянсы» и «использовать в своих целях возникающий вакуум».

Он также изображает Китай как источник глубоких проблем для свободных обществ через его растущее экономическое и технологическое влияние. На море документ подчеркивает необходимость отрицать китайское господство в «первой островной цепи», которая охватывает Восточное и Южно-китайское моря, и определяет крупные азиатские державы, в частности, Индию, а также ключевых союзников, таких как Япония и Австралия, как ключ к созданию «противовеса Китаю».

Необходимость укрепления связей с Индией занимает видное место в документе, а уходящая администрация Трампа призывает дипломатические, военные и разведывательные каналы помочь решить континентальные проблемы, такие как пограничный спор Индии с Китаем. Интересно, что Кэмпбелл публично поддержал некоторые из более жестких позиций администрации Трампа в отношении Китая, восхваляя ее «необычайно смелые шаги» в отношении Северной Кореи в последние годы.

Изображая технологии высокой квалификации – от сетей 5G до квантовых вычислений и биотехнологий – как следующую фазу китайско-американской конкуренции, он, Ратнер и другие ведущие советники Байдена предвидят десятилетнюю попытку, вероятно, в тандеме с европейскими союзниками, найти правильные критерии и параметры для того, «когда мы сможем работать вместе и когда мы бы сказали, что эти области недоступны для инвестиций».

Однако недавно назначенный Байденом «Индо-тихоокеанский царь» также дал понять, что в американской стратегии в отношении Китая произойдут серьезные тактические изменения. Вторя другим высокопоставленным назначенцам, таким как Блинкен и Салливан, Кэмпбелл раскритиковал предпочтение администрации Трампа стратегии сдерживания, основанной на большой коалиции, сосредоточенной на каждом вопросе.

Он полагает, что гораздо лучше, если США полагаются на более «минилатерализм» и «специальные органы, сосредоточенные на отдельных проблемах» в тандеме с единомышленниками, включая как четырехстороннюю группировку Австралии, Индии и Японии, так и крупные европейские державы, такие как Великобритания, Франция и Германия. Он также раскритиковал уходящего Трампа за то, что тот «напряг практически каждый элемент операционной системы региона» и уступил место Китаю, чтобы переписать правила, важные для содержания и легитимности ордена» из-за его односторонней политики, от торговых войн до агрессивной риторики «Новой холодной войны».

Вместо этого Кэмпбелл подчеркнул необходимость «серьезного возобновления взаимодействия США» с регионом, которое включает многостороннюю дипломатию и торговые инициативы, а также элемент выверенного сотрудничества с Китаем, чтобы избежать ненужного конфликта. «Лучшим решением было бы для Соединенных Штатов и их партнеров убедить Китай в том, что есть преимущества для конкурентного, но мирного региона», – утверждал он, сигнализируя о более сложном и дифференцированном подходе при новом президентстве Байдена.

RICHARD JAVAD HEYDARIAN