🔋 Neovolt.ru ➡ Блог ➡ Электромобили
Электромобиль в России даже самой суровой зимой в морозы под -50°C выживет, и даже более того — вполне себе долго прослужит, если с умом подходить к его эксплуатации. В самом же страшном случае он «потеряет» значительный такой запас автономного пробега всего за пару-тройку лет.
Литий-ионная технология позволяет аккумуляторам работать в температурном диапазоне от -20°C до +60°C. Но их электрохимические свойства всё равно подвержены климатическому воздействию.
Так, например, тяговые характеристики и дальность пробега электромобиля зимой в морозы заметно ухудшаются. В России, Канаде, Исландии, Финляндии, Норвегии и в других холодных странах проблема может быть решена при помощи «зимнего пакета».
Пример «зимнего пакета» у электромобиля Tesla
Самая продуманная система «зимнего пакета», как нам удалось проверить, сейчас применяется в электромобилях Tesla. Зимняя эксплуатация учитывается во всём модельном ряду автоконцерна по умолчанию
💡 Если вы считаете, что мы ошибаемся и не учли важные нюансы, то напишите в комментарии вашу точку зрения.
В Tesla с негативным воздействием морозов на литий-ионный аккумулятор борется программное обеспечение и контур охлаждения/обогрева. Программная функция представлена под названием «Climate» и по умолчанию выключена (её нужно включить при наступлении холодов).
Что включает в себя условный «Зимний пакет» Tesla?
- Автоматический подогрев аккумулятора во время стоянки (примерно -50 км пробега в день по опыту российского владельца);
- индикация замёрзшего аккумулятора (иконка в виде снежинки) с ограничениями в работе (в том числе рекуперации) и зарядке до тех пор пока не прогреется;
- при выборе в пункте назначения зарядки Supercharger включается автоматический подогрев для температурной подготовки батареи к быстрой зарядке;
- при стоянке с подключённым зарядным устройством аккумулятор не заряжается, но подогревается от электросети, а не собственной энергией;
- стеклоочистители можно перевести в сервисный режим (Элементы управления → Сервис → Сервисный режим стеклоочистителей), чтобы они не закидывались снегом;
- автоматическое складывание зеркал можно отключить во избежание поломки из-за обледенения (Элементы управления → Автомобиль → Автоскладывание зеркала / Элементы управления → Быстрое управление → Зеркала → Автоматическое складывание зеркала);
- функция размораживания автомобиля, порта зарядки и датчиков/автопилота (Климат → значок размораживания).
Электромобиль действительно умеет греть батарею
Несмотря на то, что тепло может исходить от комбинации электромотора и инвертора (трансмиссия нагревает аккумулятор по двум отдельным параллельным контурам с применением четырёх-ходового клапана), для батареи Tesla использует электрический нагреватель. Он потребляет энергию самой батареи.
📝 Подогрев батареи представляет собой обволакивающий нагреватель мощностью около 5 кВт.
Встречаются два разных типа нагревателя в Tesla Model S:
1. В ранних моделях (2013 и 2014) применяется Philips и Temro Zerostart. Считается, что они ненадёжны и подвержены повреждению изоляции.
2. С 2015 года Tesla перешла на обогреватель производства LG. Его можно узнать по чёрной пластиковой задней крышке. Номера деталей Tesla, которые нам удалось отследить в разные годы выпуска:
- 1009508-00-E (2013) — Philips и Temro Zerostart;
- 1028689-00-B (2014) — Philips и Temro Zerostart;
- 1038901-00-E (2015) — LG;
- 1038901-00-F (2015) — LG;
- 1038901-00-G (2015, 2016, 2017) — LG;
- 1038901-00-H (2017) — LG;
- 1038901-00-I (2018) — больше не имеет логотипа LG, но выглядит тем же устройством;
- 1038901-00-J (2018, 2019) — наклейка Tesla, но нагреватель полная копия LG.
Год модели указывает, в каком году буква была впервые использована. Все обогреватели литий-ионного аккумулятора в Tesla имеют одинаковый форм-фактор.
Впереди устанавливается высоковольтная распределительная коробка (её код FHVJB, номер детали для поиска Tesla 1028843-00-B или 1028843-00-C). Она управляет нагревателем батареи. То есть может снизить мощность нагрева с помощью высоковольтного ШИМ-контроллера.
Нагреватель батареи имеет встроенный термистор типа NTC. Если измерить сопротивление при различных температурах и рассчитать значения, то получим 10 кОм с β равным 5500К.
✅ Если вам понравилась заметка, то ознакомьтесь с полной версией статьи про зимнюю эксплуатацию электромобилей в нашем блоге.
Напишите в комментарии, в каких ещё электромобилях применяется сегодня такой подход?