Не знаю как сейчас, но когда я учился в школе Василий Иванович Чапаев упоминался на уроках истории, как легендарная личность. Комдив Красной Армии "смело шёл в бой за власть Советов и мужественно умер в борьбе за это". Правда на могилу героя Гражданской войны юные ленинцы не ходили возлагать венки и отдавать почести, поскольку, согласно советской мифологии, уходя от белогвардейцев, раненный Чапаев утонул в реке. После выхода на экраны в 1934 году фильма братьев Васильевых несколько поколений советских детей, используя любую подходящую палку как шашку, играли в Чапаева. А появившиеся позже анекдоты про Петьку, Анку и Василь Иваныча подтвердили безоговорочную популярность этих персонажей среди народа. Но всё ли было правдой, что показано в фильме и написано в советских учебниках истории? Оказывается – нет!
Получив задание снять фильм, однофамильцы Георгий и Сергей, взявшие себе творческий псевдоним братья Васильевы, в первую очередь отправились к командирам чапаевской дивизии. Те рассказывали им всё, что знали и помнили, а Васильевы тут же собирали группу и снимали целые куски. Причём чапаевских командиров играли не артисты, а реальные люди, которые воевали вместе с Василием Ивановичем. Когда всё это показали Сталину, он сказал, что так и не увидел фильма про Чапаева. По словам учителя всех кинематографистов, "это просто отдельные эпизоды боёв", а фильм должен воспитывать и пробуждать патриотизм. Именно по указанию Сталина в сценарий внесли четырёх главных героев - комиссара, как воплощение руководящей роли партии, командира - выходца из народа, одного рядового бойца и ещё одну героиню для иллюстрации роли женщины в гражданской войне. Так появились Петька и Анка.
Прототипом Петьки стал Пётр Исаев, правда рядовым он никогда не был. В дивизии Чапаева он был командиром полка, потом комиссаром полка, потом офицером по особым поручениям. Что же касается Анки, то это была Мария Андреевна Попова.
Она носила на передовую боеприпасы и уносила раненых. Однажды она принесла одному из пулемётных расчётов ленты. А там помощник пулеметчика погиб, а сам пулемётчик был тяжело ранен. Вот он ей и говорит: "Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемёт водить буду". Мария говорит: "Ты что, с ума сошёл? Я боюсь". И собралась уходить. А пулеметчик ей вслед выстрелил и говорит: "Следующая пуля - в тебя". Что делать - легла, отвернулась, зажмурилась, так и стреляла. А Анкой назвали потому, что главным консультантом фильма была жена Фурманова Анна Никитична.
Зрителям так же запомнились лихие атаки красных конников с Чапаевым во главе на лихом коне и с шашкой наголо. Однако, в реальной жизни Василий Иванович не часто пользовался лошадьми, и уж тем более не размахивал шашкой на полном скаку. После ранения, полученного во время Первой мировой войны, правая рука его была сильно ограниченна в подвижности и всякие резкие движения вызывали острую боль. А для своих передвижений комдив предпочитал использовать автомобили, которых в дивизии было несколько («Штевер», «Паккард», «Форд» и «Руссобалт»). Кроме «железных коней» в дивизии были мотоциклетки и три аэроплана. Один из которых, был личным самолётом комдива.
Запомнилась зрителям и бурка, которая эффектно развивается за спиной красного командира, когда он, размахивая шашкой, несётся на лихом коне громить врага. Но историки утверждают, что настоящий Чапаев не носил бурку. Этот элемент костюма придумали кинематографисты, чтобы придать образу больше динамики в момент конной атаки.
В конце фильма Чапаев, уходя от преследования, тонет в реке Урал. И этот красивый миф долгие годы поддерживался советскими официальными источниками. Но на самом деле легендарный комдив не утонул. Вот что рассказывала его дочь Клавдия Васильевна:
"Пока он учился в академии, его дивизию раскидали. Расстояние между бригадами было от 100 до 200 вёрст. Отец приехал и начал рассылать телеграммы в центр, что штаб, который находился в городе Лбищенск, оголён и что при нём всего 200 человек учебной команды. Он писал: "Если я раньше ждал катастрофы со дня на день, то теперь жду её с минуты на минуту». А тут как раз в село Сахарное прислали кавалерийский полк из 51-й дивизии. Не дали им с собой ни пайка, ни фуража. Они подняли бунт. Чапаев вместе с новым комиссаром Батуриным туда выехали на автомобиле. Разобрались и вечером собрались ехать обратно. Им говорят, что рядом появился большой казачий разъезд и просят задержаться до утра. Однако они всё же решили вернуться в штаб. Приезжают, а в штабе ни телефон, ни телеграф не работают. Отец объявил тревогу, собрал всех на Соборной площади, тут на них и напали. А у них всего 300 человек, и даже оружия почти не было. Отбивались тем, что отбирали у врага. Отца сначала ранили в руку, потом в голову, а потом в живот. Тут он сознание и потерял.
Когда фильм показывали в Венгрии, в одну из наших частей пришли два венгра. Они рассказали, что Батурин дал им приказ любой ценой переправить Чапаева на другой берег Урала. И вот эти два венгра и ещё два человека сами истекали кровью, но сняли с ворот одну створку и на этом плоту отца на другой берег перевезли. Только там увидели, что папа уже умер. Оттащили его тело подальше от воды, руками вырыли могилу, потом заровняли её и ветками засыпали, чтобы тело не нашли и не глумились над ним. Я потом ездила туда. Собрала трактористов, спросила, есть ли добровольцы берег вскопать и могилу найти. А потом узнала, что за это время Урал поменял русло. Где раньше было дно - теперь огороды, а над тем местом, где отец похоронен, река течёт. Так что в фильме правды мало".
Информация и фото, используемые в статье, находятся в свободном доступе сети интернет.
Подписывайтесь на канал, оценивайте статью и обсуждайте её в комментариях, а также, делитесь с друзьями в соцсетях.
Читайте также другие статьи канала:
Семейная тайна великого шахматиста
Почему Андрон Кончаловский не стал пианистом
Откуда взялся "Мохнатый шмель"
Василий Лановой мог и не стать актёром
О ком мечтали советские женщины