Семь месяцев прошлого года брянский оператор и режиссёр Дмитрий Шпиленок и продюсер Анна Сухова жили на Камчатке среди лис. Документальный фильм, который они там снимают, так и называется: «Камчатка. Рассказ в лисах». На днях съёмочная группа отправилась во вторую экспедицию в Кроноцкий заповедник на целых десять месяцев.
А в перерыве между поездками они успели презентовать на Большой земле другую картину о дикой природе - «Нерка. Рыба красная». Ленту показали на 196 кинофестивалях в 44 странах и удостоили 65 наград. Телеканал «Моя планета» называет её главным событием наступившего года и предвкушает трансляцию, которая назначена на март. В феврале фильм выйдет на канале «Культура».
Для уроженки Почепа Анны Суховой «Нерка» стала продюсерским дебютом. А ради лис пришлось оставить высокооплачиваемую работу в офисе.
АиФ-Брянск пообщался с ней накануне очередного отъезда.
Наша и медведи
- Анна, чем занимается продюсер документального фильма?
- На Западе в каждом проекте задействованы несколько продюсеров - линейный, исполнительный, генеральный, сопродюсер. И все они решают главную задачу - чтобы съёмки состоялись и картина дошла до зрителя. В нашем с Дмитрием тандеме пока не получается делать всё «по правилам»: он - оператор, режиссёр, продюсер, а я, помимо обязанностей по продвижению фильма, участвую в монтаже, даже была редактором в «Нерке».
- Такая оптимизация из-за ограниченного бюджета?
- Конечно. В прошлом сезоне не хватило средств даже на волонтёра. Снимать в дикой природе очень опасно: оператор надевает наушники, подключённые к микрофону, и не видит ничего дальше своего объектива, а, значит, становится лёгкой добычей для медведя. Обязательно нужен человек на страже. Приходилось мне становиться рядом с ружьём. Имея финансирование, задействовали бы больше людей и быстрее закончили процесс.
- А до этого вам приходилось пользоваться оружием?
- Стрелять умею с детства. Папа научил, он у нас главный «по тарелочкам». Даже спортивная винтовка у меня была. Перед экспедицией купила и оформила собственное ружьё, но пользоваться им, к счастью, не пришлось, хотя пару раз медведи на нас нападали. Однажды Дмитрий снимал лисёнка у норы, я охраняла территорию. Вдруг вижу: из зарослей со страшной скоростью на нас несётся медведь - огромная махина в 400 килограммов! Я вскочила на пригорок и начала кричать. Зверь отступил, но и лисёнок, испугавшись, спрятался в нору и несколько дней не выходил - обиделся.
«Райская» жизнь
- Что было самым сложным за семь съёмочных месяцев?
- Не скажу, что такие встречи с дикими животными, хотя они меня впечатлили. С едой были сложности. Вертолёт нас забросил на кордон в начале пандемии. Мы взяли с собой всё необходимое оборудование и минимальный запас еды. Ставку сделали на второй вертолёт, рассчитывали, что через месяц-другой нам подвезут продукты. Но туристическое сообщение закрылось, и полёты прекратились. Закончилось всё, питались одной гречкой.
Но и это можно пережить. А вот мыши… Их полчища до сих пор вспоминаю с дрожью! Наш «домашний» кордон располагался у подножия Кроноцкого вулкана, но мы регулярно делали вылазки на лиман, побережье Тихого океана. Пока там снимали, жили в старенькой землянке, которую задолго до нас облюбовали эти грызуны. Они бегали по одеялу, постоянно шуршали и не давали спать, а когда испортилась погода, буквально хлынули в землянку с улицы…
Или отправились мы пешком на Мыс древних стоянок, хотели разведать территорию, понаблюдать за лисьими семействами в тех краях. Путь занимал двое суток, передвигались на лыжах, а горную реку пришлось переходить в том месте, где она впадает в Тихий океан. Дождались отлива и начали путь по дну, по пояс в ледяной воде. Дима с оборудованием перешёл, а меня отнесло на песчаный «островок». Течение вдруг начало становиться всё сильнее и подбираться всё ближе, волны были такими сильными, что, откатываясь, тащили за собой грунт и камни. К счастью, тут подоспел Дима и прикрыл нас пластиковыми санями-волокушами, как щитом, но одна волна-убийца всё же сбила меня с ног. Ледяная вода хлынула в сапоги. Боль проникла в кости и суставы, но Дима нас вытащил. Есть оттуда атмосферная фотография: я в чёрном облегающем костюме на фоне белоснежной пустыни - женщина-кошка. На самом деле никакой романтики - просто пришлось снять мокрую одежду, сложить её в волокуши и в термобелье десять часов добираться до избушки.
- Правда, что в экспедиции вы расстались со своими роскошными волосами?
- Они были по пояс, пришлось сбрить. В диких условиях очень тяжело ухаживать за собой. Но мне нравится моя новая причёска!
- Что уже удалось отснять для фильма «Камчатка. Рассказ в лисах»?
- Зрители смогут понаблюдать за буднями нескольких лисьих семейств. Одна из главных героинь - красавица лиса Пенелопа. В течение двух лет она близко общалась с крупным и сильным лисом необычного окраса, прозванного сотрудниками заповедника Тайсоном. Звери казались идеальной семейной парой, только вот лисят у них не было. В прошлом году Тайсон пропал, а сердце и нору Пенелопы занял молодой, совершенно неопытный лис Ветер. Ох, и намучилась с непутёвым мужем лисичка! Зато у пары наконец-то появилось потомство.
Ветер, конечно, своё имя полностью оправдывает. Робкий, трусоватый, он совершенно не понимал, как строить свои отношения с детьми и нередко сбегал в тундру «развеяться». Принесёт лисятам еду и убегать! С нами тоже он долго не решался на контакт. Но когда увидел, что лиса относится к оператору дружелюбно, понял: люди - хорошая защита от медведей. И даже иногда приходил придремнуть в безопасности по соседству с нами.
Были в идеальной семье Пенелопы и скандалы. Как-то лисичка наловила мышек и решила спрятать парочку про запас. Лентяй Ветер нежился неподалёку на солнышке и наблюдал. Чуть лисонька задремала, как хитрый супруг откопал спрятанную еду и съел у неё на глазах. Пенелопа царственно наблюдала, как её ужин исчезает в чужой пасти, затем резко сорвалась с места, потрепала рыжую шкуру муженьку, и потом они долго лежали на соседних холмиках и дулись друг на друга.
А настоящим испытанием для молодой мамы стало появление на территории голодной волчицы. Противостояние длилось несколько дней. Хромая хищница была обречена на смерть, она не могла преследовать добычу и часами ждала, пока из норы выглянет любопытный лисёнок. Порой ночами лиса кричала, как женщина, пытаясь отогнать волка. Громко, призывно, тревожно... Вместе с тем мы понимали: вмешиваться нельзя, это заповедник, нужно оставаться сторонним наблюдателем. К счастью для Пенелопы, волчица исчезла так же неожиданно, как и появилась.
Социальные отношения лис очень напоминают наши. Тут бывает всё: многолетние привязанности и любовные треугольники, соседская дружба и коммунальные скандалы, интриги и самопожертвование. И это уникальный случай, когда фильм о лисах в дикой природе снимается на протяжении трёх лет, обычно всё ограничивается двумя-тремя месяцами или одни сезоном. В этом году, кстати, впервые будем снимать в январе-феврале - в самое голодное для лис время, когда мыши прячутся под настом, совершенно не пробиваемом для лап, а ветры такие, что запросто могут поднять зверька над землёй. Нам самое интересное узнать, как они в таких условиях выживают.
13 лет ради 50 минут
- А какие планы на ближайшие десять «заповедных» месяцев?
- Грандиозные. Прикупили специальные альпинистские комбинезоны, которые надеваются поверх куртки, чтобы можно было засесть в снегу и наблюдать в январские ветры и морозы за белоплечими орланами и пришедшими лосями. Планируем пробыть на Камчатке от зимы до зимы. И даже если не удастся нанять второго оператора и волонтёра, всё равно сделаем фильм!
- Вы занимались продвижением ещё одного фильма режиссёра Дмитрия Шпиленка - «Нерка. Рыба красная». Его хорошо приняли на авторитетных зарубежных фестивалях. Чем объясняете такой успех?
- Фильм особенный. 50-минутная картина вышла спустя 13 лет после того, как появилась идея рассказать о диком лососе Камчатки. На шесть лет режиссёр и оператор вынужден был отложить камеру и работать в оперативной группе по задержанию браконьеров на Курильском озере. Было по-настоящему опасное время. Но и фильм получился динамичным. Это история взаимоотношений человека и природы - пока одни стараются её истребить, другие участвуют в сохранении. Первыми картину заметили немцы: ещё до премьеры в Германии права на трансляцию приобрёл канал ZDF. В России фильм транслируют два федеральных канала и семь онлайн-платформ.
Досье
Анна Сухова родилась в Почепе, в 2015 году окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. По профессии - историк-аналитик в сфере государственного управления.
До 2019 года работала в Университете правительства Москвы. В настоящее время продюсер кинокомпании SPILENOKFILM.
Александра САВЕЛЬКИНА
Коллаж Д. Шумейко.