Совсем на заре своей юридической практики со мной случилась совсем уж неприятная для меня история, в которой я стала разменной пешкой, сама того не подозревая.
На дворе стоял 2009 год. Я ещё училась на пятом курсе института и одновременно работала.
Устроиться хоть куда-нибудь на работу юристу да ещё и без диплома (я его ещё не получила к тому времени) было очень нелёгкой задачей, об этом я уже писала в своей статье: «Почему я всё-таки стала юристом, или как случай привёл меня в профессию?», но я всё же устроилась.
Это было моё первое место, я работала помощником юрисконсульта. Это означало много беготни по инстанциям, много бумажной работы, маленькая зарплата.
Чтобы представить, как я была загружена и измотана, нужно, конечно, было поработать на этой работе хотя бы пару недель (многие только пару недель и выдерживали), но вкратце скажу, что я могла иметь по уши работы в офисе, а меня отправляли с документами на другой конец города, и всё это делалось безотлагательно, при этом сроки подготовки того, чем я занималась, когда меня сорвали с места, никто и не думал переносить: обойдёшься, как говорится.
Очень быстро мой график работы «с 09.00 до 18.00» превратился в «с 09.00 до 21.00», часто за день я не успевала даже пообедать, но это также никого не волновало. Я утешала себя тем, что почти все работники там так работали, и это место работы для меня ненадолго: для наработки опыта.
Плюс коллеги там были приветливыми, с начальницей были хорошие отношения, как я тогда думала.
В один из рабочих дней я была очень загружена подготовкой документов к очередному тендеру: шутка ли, шестнадцать комплектов учредительных документов. Весь день я бегала то туда, то сюда.
Среди прочих документов требовалась предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в 16 экземплярах: да, времена были дикие, выписки существовали только на бумажном носителе.
Для того, чтобы получить выписку я сначала заполняла квитанцию, потом брала деньги, выделенные на нужды компании юридическому отделу, шла в банк, оплачивала квитанцию, потом оригинал оплаченной квитанции отдавала в налоговую инспекцию и получала выписку.
Для того, чтобы отчитаться за потраченные деньги, я делала копию квитанции на получение выписки и отдавала для отчёта в бухгалтерию компании.
Квитанций в этот день было 16! Я сделала все копии, и мне уже нужно было бежать куда-то. Я было уже побежала, но тут я обнаружила, что квитанций у меня 16, а копий только 15. Я побежала делать ещё одну копию и потом по другим делам.
Именно эта последняя копия впоследствии сыграет со мной злую шутку.
В конце месяца все копии документов на расходы отправили в бухгалтерию, и оттуда пришло письмо о расхождении между взятой суммой денег и потраченными средствами: то есть отчётных документов было представлено не на всю сумму.
Причину расхождения быстро нашли: случилось это из-за той злосчастной квитанции.
В банке каждую квитанцию пропечатывали на специальной машинке, и она получала свой уникальный номер. Шестнадцать квитанций – должно было быть шестнадцать уникальных номеров. А в тех документах для отчёта, которые представила я, было четырнадцать квитанций с уникальными номерами, а две квитанции – с одним и тем же номером.
Получалось, что я сделала копию не с шестнадцатой квитанции, а два раза с пятнадцатой, и теперь по этим деньгам юридическому отделу нечем отчитываться.
Я была молода (мне не было ещё даже 22 лет), работала меньше двух месяцев, и я не представляла, что делают в таких случаях, но точно знала, что меня ничего хорошего не ждёт.
Так и вышло: меня отправили с оставшимися деньгами, копиями отчётных документов отчитываться за деньги в бухгалтерию в другой офис (раньше я никогда сама не отчитывалась). В бухгалтерии меня отправили в кассу. А в кассе с меня удержали ту самую сумму. Наличными.
Зарплата у меня тогда была 13 700 рублей, удержали с меня 412 рублей (сумму для меня довольно значительную).
Было очень обидно: я ведь эти деньги потратила на нужды компании, а не себе в карман положила, а вернуть пришлось именно из своего кармана.
По возвращении в офис моя начальница ещё и подколола меня на этот счёт: типа неприятно тебе было свои деньги отдавать, так ты больше с документами не ошибайся.
Прошло около двух месяцев, и в один из дней (уж не знаю, как это вышло) об этом случае узнал заместитель начальника моего отдела. Он был по меньшей мере раздосадован и неприятно поражён, когда услышал эту историю во второй раз от меня.
Он сказал мне: «Почему ты не пришла ко мне или Ане (начальница отдела), мы бы написали служебную записку, прикрепили копию полученной выписки, и эти расходы бухгалтерия просто бы списала. Зачем было отдавать из своего кармана?! Кто тебя надоумил?!».
Я была просто потрясена: ведь именно начальница сама отправила меня отдавать деньги и ничего не сказала про другие возможности.
Я решила пойти к ней и разобраться. Ниже приведу наш диалог.
- Я: «Твой заместитель мне сказал, что мне можно было не возвращать деньги, а закрыть всё это служебной запиской. Почему ты даже не сказала мне про такой вариант, а отправила меня платить из своего кармана?».
- Моя начальница: «А зачем писать служебную записку?! Только время тратить. А так ты просто заплатила, и всё хорошо.».
- Я: «Но я же эти деньги не себе присвоила, а потратила на нужды компании. И сумма для меня значительная.».
- Моя начальница: «Но ты же сама ошиблась с документами. И заплатила за это. Впредь будешь внимательнее. Кто тебя ещё жизни, кроме меня, поучит?!».
Я не могу передать, как мне было мерзко в тот день: я была просто раздавлена.
И случилось это всё в белой компании. И там нашли способ отобрать у работника деньги…
Спасибо тем, кто дочитал до конца эту длинную статью, и прошу поделиться со мной: вы попадали в такие неприятные истории при работе в белых компаниях?