Лидер проекта «Туристический кластер» Александр Зорин из Ростовской области рассказал команде «Про100 За Правду» о порядке создания туристического кластера.
___
В целом система может состоять, как из одного кластера – туристического, так и из нескольких – туристического, строительного, сельскохозяйственного и т. п. Начинать целесообразно с создания базового кластера, которым всегда является туристический, как основной инструмент привлечения инвестиций.
С чего начинаем? Собираем пять-десять человек, которые уверены, что кластер будет доходным делом, и готовы его создать как свой бизнес, то есть не получая зарплаты до получения дохода.
Данная инициативная группа учреждает головную фирму кластера в организационно-правовой форме – Потребительское общество (ПО). Данная форма позволяет принимать новых участников без переоформления в налоговой, а ведя реестр участников самостоятельно или с привлечением уполномоченной фирмы.
Создав ПО, разрабатывается упрощенный бизнес-план с целью начала рекламной кампании и привлечения максимального количества участников кластера – привлекать необходимо активных начинающих предпринимателей и руководителей уже действующих фирм, бизнес которых будет развиваться при создании кластера:
¾ гостиницы и рестораны;
¾ фермеры и сельхоз-переработчики;
¾ производители сувенирной продукции;
¾ производители вин и напитков;
¾ кинотеатры и места развлечений;
¾ строительные фирмы и продавцы стройматериалов;
¾ мелкие магазины;
¾ предприниматели, которые уже обслуживают туристов;
¾ автотранспортные фирмы;
¾ юридические и бухгалтерские фирмы;
¾ охранные и страховые фирмы.
Цель первого этапа – собрать паевой фонд, хотя бы в размере 50 миллионов рублей, данные средства разместить в банках и, получая депозитный доход в размере 200-300 тысяч рублей в месяц, иметь возможность финансировать основные расходы ПО, не расходуя средства паевого фонда.
Далее разрабатываем и регистрируем торговую марку кластера! А из участников формируем группы по направлениям деятельности.
Важным элементом учета и контроля всей финансовой деятельности кластера, позволяющей вести открытый учет дохода фирм кластера и справедливо его распределять между участниками, является клубная карта, посредством которой ведутся все расчеты между участниками кластера и внешними партнерами. Клубная карта имитируется уполномоченным банком по договору с кластером.
Задача банка – выпустить дебетовую расчетную карту и обеспечить учет движения средств по ней с отчислением оговоренного процента от каждой сделки, оплаченной по карте в пользу кластера.
Задача кластера – обязать всех участников открыть расчетный счет в данном банке, получить карту и вести все расчеты в кластере исключительно с ее использованием.
Все участники ведут рекламную кампанию с целью привлечения местных жителей к участию в деятельности кластера с использованием клубной карты, которая обеспечивает:
¾ владельцу – скидку в фирмах кластера;
¾ банку – увеличение суммы остатка на его счете;
¾ фирме кластера (допустим, ресторану) – гарантированных клиентов.
Данной клубной картой также обеспечиваются все туристы. Она одновременно является для них;
¾ турпутевкой;
¾ медполисом;
¾ обязательной страховкой туриста;
¾ расчетным средством в фирмах кластера.
По факту выпуска клубной карты и обеспечения ею всех участников начинаем формирование финансовых схем на договорной основе.