Загадочный и жуткий в своей мистической предопределенности случай произошел во время Тайной Вечери, когда Иисус Христос в последний раз собрался со Своими учениками, чтобы отметить Пасху.
Тот самый Иуда, который нам известен как предатель Христа, не просто предает Его, но совершает свое предательство, так сказать, «в соавторстве» с сатаной – не просто под его воздействием, но став носителем его духовной сущности.
Вот как это описано в Евангелии от Иоанна:
«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса;
Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему.
А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику», или чтобы дал что-нибудь нищим.
Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь…» Ин. 13. 21-30.
Пища, поднесенная от главного участника трапезы, ее устроителя и распорядителя всегда считалась знаком особого доверия, почтения и уважения с его стороны.
Получается, что Христос особым образом выделяет Иуду среди всех других учеников.
И это действительно так. Он последний раз пытается дать ему шанс задуматься над тем, что он задумал сделать. Он как бы поднимает его на такую высоту, с которой, если упасть, то уже в одну бездну.
А что же Иуда? Он принимает этот кусок. И это особо подчеркивается евангелистом не случайно.
Если бы он уклонился от руки Христа и не принял предложенный ему кусок, сложилась бы совсем иная парадигма его поведения, гораздо менее предосудительная.
Не приняв подношение, он как бы безмолвно ответствовал Христу: «Я этого не достоин. Я сейчас пойду Тебя предавать». И даже все-таки предав Христа, он снял бы с себя часть вины, так как заранее уже отказался от Его почести.
Увы – этого не произошло. Иуда принимает кусок от Христа, то есть поднимается на высшую ступень Христова отличия, прекрасно зная, что не достоин этого, что он – величайший из лицемеров, предатель из предателей, нацепившей на себя, однако, маску преданности и верности.
И не случайно, что именно в этот момент сатана и входит в Иуду. Ибо это и есть главный момент сознательного предательства и лицемерия.
Не просто предать, но предать в момент высшего отличия и доверия – что может быть более сатанинским из человеческих деяний!?..
С этого момента Иуда уже не был самим собой – в нем жил и через него действовал сатана.
И уже не мог покаяться, как надо – хотя и раскаялся, как будто, после распятия Христа и вернул заплаченные за предательство деньги, но живущий в нем сатана не дал ему совершить «достойный плод покаяния» и довел до самоубийства.
Правда, другой евангелист – Лука – говорит о том, что сатана вошел в Иуду раньше, чем Христос подал ему кусок хлеба.
Вот этот отрывок:
«Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою;
И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
И он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
Они обрадовались и согласились дать ему денег». (Лк. 22. 1-5).
Как согласовать этот отрывок с рассмотренным, и какие из из этого следуют важные выводы и для нас?
Сатана – инициатор любых мерзких дел. Получается, что он и надоумил Иуду предать Христа.
Но у Луки он еще входит, так сказать, только в ум, - не в сердце, духовную сердцевину человека. У человека есть еще возможность остановиться и покаяться.
Увы – с Иудой этого не случилось. Он и дальше вынашивает свои планы по предательству Христа, не подозревая о том, что планы эти на самом деле в подлинном смысле слова – сатанинские.
И наконец, наступает момент подлинного предательства. Не тогда, когда он привел солдат, поцеловал Христа, чем подал им знак, и Христос был схвачен…
Нет, высшее предательство совершилось раньше, когда он принял предложенный от Христа кусок хлеба.
Вот в этот момент он с вершины доверия Христа упал в жуткую бездну вероломного предательства, а сатана вошел в его сердце и уже полностью им овладел.
Увы, увы – жуткий урок всем нам, людям.
Хотя сатана есть инициатор всего мерзкого, что мы делаем, мы сами открываем ему путь в наши сердца. И открываем не в момент самого совершения какой-то мерзости, а гораздо раньше, тогда, когда внутренне соглашаемся ее сделать.
Именно в этот момент нам всегда протягивается «кусок» Христова почитания и доверия в виде предупреждений совести, увещеваний близких и друзей, памяти библейских заповедей, даже простого человеческого сострадания.
И если мы как ни в чем не бывало, без внутреннего содрогания и ужаса, примем этот «кусок», если мы лицемерно сохраним маску «порядочного человека» и все-таки пойдем совершать задуманную мерзость…
Дальше можно не продолжать. Судьба Иуды нам обеспечена.
Давайте помнить об этом.