Ассоциация банков России высказалась против инициативы обязать банки раскрывать клиентам причины отказа в кредите. Как сообщает РБК, проект поправок в закон «О потребительском кредите» был внесен в Госдуму парламентом Калмыкии.
В настоящее время Гражданский кодекс позволяет кредиторам не мотивировать причины отказа клиентам. Это, разумеется, не может нравиться потенциальным заемщикам, которые хотели бы целенаправленно работать над улучшением своей кредитоспособности. Банкиры считают, что коммерческая тайна и их скоринговые модели (системы, автоматически оценивающая степень платежеспособности и надежности заемщика) могут пострадать, если они не будут «держать язык за зубами».
Но независимо от того, одобрит Госдума поправки или нет (а свой отзыв на законопроект Банк России еще готовит), заемщики уже сейчас имеют возможность узнать причину отрицательного решения по заявке на кредит. Ведь, несмотря на то, что банкиры ничего не объясняют несостоявшемуся клиенту, по закону они должны размещать мотивировочную информацию в его кредитной истории.
Конечно, слишком подробно причины здесь не расписывают. Но даже если человек поймет, что ему отказано из-за кредитной политики, он сможет пойти в другой банк, чья «политика» больше соответствует его запросам. А если запись говорит о плохой кредитной истории – целенаправленно работать над ее улучшением.
Поэтому заемщику, которому отказали в займе, нужно не унижаться перед банком в попытках узнать причину, а зайти через пять рабочих дней на официальный сайт НБКИ. Здесь кредитную историю можно запросить в личном кабинете. Дважды в год она предоставляется бесплатно. Мотивировку отказа нужно искать в информационной части.
Заемщикам важно понимать, что отказ в кредите – не приговор, а повод начать работать над собой и улучшением кредитной истории. Может, еще и лучше получится по условиям кредитования.