«Смысл жизни — в самой жизни. Цель жизни — в том, чтобы получать от нее удовольствие. Жизненный ориентир — самореализация»,
Михаил Лабковский, психолог, автор бестселлера «Хочу и буду!»
Михаил Александрович тут следует тренду, тренду давно известному – удовольствие от момента во главу угла ставили многие античные философы (гедонисты, эпикурейцы, стоики), в девятнадцатом веке появились нигилисты, в двадцатом – экзистенциалисты. На плечах гигантов, так сказать, г-н Лабковский стоит.
Но это также однобокая история, которая скорее отражает культурные реалии, чем истину.
Три кита нового гедонизма
1. Критика общества потребления. Снова философы постарались – известный факт, большинство профессоров и студентов в наше время придерживаются «левых» взглядов. У них свои иконы – Жан Бодрийяр, Славой Жижек, Эрих Фромм. Дескать духовные и социальные потребности человека не удовлетворяются как следует, и нам приходится восполнять их уродливыми способами – конформизмом, карьеризмом, стремлением к «успешному успеху». Да и вообще в капиталистическом мире чёрт ногу сломит: потребление ради потребления, жадные капиталисты, работа ради работы. Ох, суета суёт.
2. Открытие востока. Медитация, осознанность, йога – столько всего интересного на Востоке! А ещё мышление у них другое, не европейское. Будь здесь и сейчас, нет ни вчера, ни завтра, наслаждайся аскезой и моментом!
3. Бог и его братия умерли. Раньше общество держалось на религии, традициях, национализме. Но сейчас атеистов всё больше, традиции мы находим иррациональными, мы уже не хотим жить ради нации и государства.
Ошибка гедонизма
Давайте посмотрим на линию аргументации «гедонистов»:
- Успех, семья, нация, «хорошесть», саморазвитие – это всё однобокие истории, фикции. Ну подумайте сами, что такое «прожить честно и достойно»? Зачем вот это «достойно»? Совсем непонятно.
- То ли дело наслаждение жизнью – кто-то предлагает просто наслаждаться, кто-то – искать дзен, а не физическое удовольствие. В любом случае, это всё приятные ощущения, и мы просто-напросто хотим этого. Мы не подчиняемся каким-то фикциям, а просто живём и делаем, что не можем не делать – нельзя не хотеть.
Но тут закралась ошибка – почему это мы всё-таки должны делать то, что хотим? На этот вопрос нет ответа. Гедонизм, хоть в версии Лабковского («захотелось тортика? Сбегай за ним в магазин»), хоть в версии почитателей дзена («Останови поток мыслей. Будь здесь и сейчас»), любой гедонизм – это точной такой же нарратив, фикция.
Смысл жизни не в самой жизни. И совсем необязательно жить, чтобы получать удовольствие. И даже совсем необязательно «самореализовываться».
Ну и как тогда быть?
Вообще делать, что тебе хочется, разумно. Разумно не делать что-то ради фикции, ради «семьи», «общества», «потому что так надо».
Но в тоже время есть много нефиктивных вещей, много нефиктивных желаний – это не только спокойствие ума, которое даёт медитация, не только удовольствие. Мы, люди, ещё хотим помогать другим, спасать мир, мы жаждем правды и справедливости, нам хочется чувствовать себя нужными и контентными. Нам важно чувство контроля и восхищения.
Нет оснований ограничивать себя. Пока что человечество не придумало ничего такого, что вправду можно было бы назвать самым важным в жизни.