15 января 2021 года американский стриминговый сервис Netflix выпустил новый фантастический боевик «Смертельная зона» (Outside the Wire). Это не стоило бы упоминания, если бы сюжет фильма не был посвящён войне на Украине, что интересно части русскоязычной аудитории. «Я люблю кино» расскажет, получилось ли у американцев придумать что-то стоящее.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
ВНИМАНИЕ! Нижеследующий текст содержит СПОЙЛЕРЫ.
Действие картины происходит в 2036 году на территории нынешней Украины и явно навеяно текущей действительностью: страна разделена на территорию, контролируемую пророссийскими боевиками, известными как «Красные», и «самостийную часть». Кроме того, между двумя сторонами находится так называемая «демилитаризованная зона», где располагаются американские «миротворцы». То, что перед нами будущее, понятно только из наличия боевых роботов (которых называют «Болваны») и суперсовременного андроида, замаскированного под чернокожего американского офицера (Энтони Маки). Вместе с прибывшим в лагерь афроамериканцем-салагой (Дэмсон Идрис) андроид отправляется в поход, чтобы предотвратить зловещие планы лидера пророссийских боевиков Виктора Коваля по прозвищу «Ужас Балкан» (не исключено, что в головах создателей фильма Украина располагается на Балканах).
Когда мы узнаём, в чём заключается план ужасного террориста Коваля, мы понимаем, что американские киношники пробили новое фактологическое дно. Дело в том, что «Ужас Балкан» хочет получить доступ к ядерному оружию, якобы размещённому на Украине с советских времён в рамках системы «Периметр» (реально существующий комплекс автоматического управления массированным ядерным ударом, используемый Россией до сих пор). Вероятно, сценаристы «Смертельной зоны» не в курсе, что в середине 90-х Украина отказалась от находившегося на её территории арсенала ядерного оружия под гарантии РФ, США и Великобритании, закреплённые в так называемом «Будапештском меморандуме». Наверное, это очень прискорбный факт для украинского государства, ведь с 2014 года оно не переставая пытается напомнить про этот меморандум всему миру, от чего весь мир благополучно отмахивается.
Впрочем, эффективность ядерного оружия в «Смертельной зоне» вызывает вопросы. Так, нам сообщают о взрыве «грязной бомбы» в Киеве, в результате чего в этом трёхмиллионном городе погибло 25 тысяч человек. Для того, чтобы нанести серьёзный ущерб какому-либо государству размером больше Ватикана и Монако, понадобится очень много таких бомб. (Впрочем, не исключено, что в головах создателей фильма население Киева и составляет 25 тысяч человек).
Сама «Украина» показана очень своеобразно. Сначала мы видим блёклый полупустынный пейзаж с руинами многоквартирных домов, а-ля Ирак или Сирия. Затем герои словно по мановению волшебной палочки перемещаются в цветущие луга, а через какое-то время настаёт черёд старой и абсолютно пустой европейской столицы (съёмки проходили в Будапеште, а какой это украинский город по сюжету, остаётся только догадываться).
В фильме содержится настоящее откровение: женщина-лидер украинских вооружённых формирований (забавно, что регулярной армии и вообще каких-либо атрибутов государственности у Украины не показано) заявляет, что конфликт в её стране подогревается американцами с целью ослабления России. Вопрос, почему бы тогда просто не договориться с Россией и не перестать воевать, она при этом не затрагивает.
Впрочем, подобная «политинформация» в «Смертельной зоне» занимает в общей сложности несколько минут экранного времени. Всё остальное представляет собой смесь плохого экшена, ещё более плохой актёрской игры и глупого сценария.
Пожалуй, апофеозом всего этого является момент, когда чернокожий андроид объясняет, почему армия США придала ему именно такой вид. «Как думаешь, почему они не сделали меня голубоглазым блондином?», — вопрошает персонаж Маки у напарника (в этот момент зритель изумлённо приподнимает бровь и ждёт чего-то неполиткорректного). «Это психология. На моем рукаве может быть написано “США”, но моё лицо выражает нейтралитет и успокаивает людей», — не моргнув глазом объясняет негр, осуществляющий спецоперации на Украине. Самое страшное в том, что ни он, ни создатели фильма, кажется, не шутят.
«Смертельная зона» — фильм не про Россию и Украину, а про США с их топорным восприятием других стран и народов, которое остаётся стабильно неизменным в течение десятилетий и служит самым надёжным предохранителем от создания «всемирной американской империи». А для некоторых наивных людей эта картина может показаться откровением, потому что в ней показано совсем не то, что им обещают в качестве «светлого будущего» по телевизору, а нечто куда более вероятное в реальности.