Стоит сразу отметить, что «disciplina» в переводе с латинского означает «обучение», «наставление». Некоторые родители выбирают при этом наказание для контроля над ребенком через эмоцию страха. И хотя наказание может контролировать определенное поведение детей, оно дает представление о том, что они не несут ответственности за свое поведение. Поэтому ребёнок не стремится быть дисциплинированным, а скорее просто избегает наказания. Это означает, что он может продолжать повторять нежелательное поведение, скрывая его в присутствии родителей.
Если наказание – не выход, тогда как можно научить дисциплине ребёнка?
1. Чётко формулируйте свои ожидания и так же объясняйте их.
Представьте, что вы работаете у руководителя, который никогда точно не говорит о критериях оценки вашей работы, но при этом ругает и лишает премии за ошибки. Насколько вы будете понимать, чего конкретно от вас хотят? Насколько сильно будете хотеть с ним сотрудничать? То же самое в общении с детьми.
Как вы хотите, чтобы ребёнок ответил на вопрос? Какое именно поведение ждёте от него в общественном месте? Просто «веди себя прилично» - это не пояснение. Важны детали и умение их описывать так, чтобы это было понятно самому ребёнку. Больше конкретики.
2. Всегда проверяйте свои ожидания.
Подумайте, насколько они реалистичны. Сможет ли ребёнок в его возрасте выполнить вашу просьбу? Не будет ли то, что вы просите, слишком сложным для него? В противном случае, он может просто сдаться и не выполнить задачи, которые взрослый перед ним ставит. Смотрите реально на детство.
3. Будьте последовательны.
Дисциплина – это в том числе последовательность. Если вы ждёте этого от ребёнка, необходимо научиться демонстрировать это на своём примере. Взрослые понимают, что иногда нарушать правила – это нормально. Но регулярное нарушение и непоследовательность с их стороны не только может стать примером для ребёнка, но и показать ему, насколько непредсказуем и небезопасен мир. Тогда сам дом становится для ребёнка небезопасным местом.
4. При обсуждении поведения ребёнка, не отвлекайтесь.
При общении на темы дисциплины уберите телефон и другие гаджеты, отложите дела. Уделите всё своё внимание разговору с ребёнком. Тогда он поймёт, что разговор о правилах и дисциплинированности действительно очень важен для вас. К тому же эмоциональная связь с родителем в момент обсуждения может мотивировать его придерживаться этих правил.
5. Поддерживайте диалог.
Не выносите категоричных суждений относительно эмоциональных реакций ребёнка по поводу каких-то правил, которые ему нужно будет соблюдать. Например, в ответ на слова «Я туда не пойду! Я не хочу!» не отвечайте «Если я сказал(а), что ты пойдёшь, значит так и будет!». Вместо этого целесообразней будет выслушать и ответить «Да, похоже тебе действительно не хочется идти к ним в гости. Но почему?». Это поможет вам выяснить причины такого поведения и начать их решать. С причинами разбираться гораздо эффективнее, чем просто принуждать к действию.
6. Осторожно используйте ошибки как материал для научения.
Часто у родителей из-за раздражения появляется желание мгновенно указать на что-то, что у ребёнка получилось не так, как от него ожидали. Не поддавайтесь эмоциональному порыву. Постарайтесь сохранять спокойствие, чтобы дать возможность ему самому понять, где и что можно было бы сделать по-другому и почему. Главное – чтобы ребёнок или подросток понял, что он может в безопасной атмосфере обдумать результаты своих действий без внешнего осуждения.
Тогда он с большей вероятностью будет себя вести спокойно и открыто, а также будет готов обсудить это с вами и выслушать, как это можно исправить.
7. Будьте авторитетным, а не авторитарным родителем.
Авторитарный родитель придерживается позиции «потому что я так сказал» и не склонен объяснять что-либо. В этом случае точка зрения ребёнка редко выслушивается и учитывается. Такой стиль воспитания, как правило, деструктивно влияет на отношения между детьми и родителями. Некоторые здесь узнают своих родителей.
В отличие от этого, родитель, который хочет установить свой авторитет, не только готов быть сам моделью для правильного поведения. Он может выслушать ребёнка, объяснять ему свою позицию, а ещё похвалить его. Подкрепляя правильное поведение ребёнка похвалой, вы побуждаете его повторять это поведение.
Подводя итог, можно сказать, что в обучении дисциплинированности более успешен тот родитель, который ясно формулирует и объясняет, является хорошим образцом для подражания, позволяет детям выбирать и дает свободу роста, устанавливая границы, чтобы обеспечить их безопасность. Это позволяет детям брать на себя ответственность за свое поведение и нести ответственность.