Сразу уточню, я имею в виду, конечно, не примитивную попсу, а то, что подпадает под определение "популярная музыка" - мелодичная, интересная и благодаря этому легкая в восприятии и привлекающая внимание самых широких слушательских кругов, а не только тех, кто "глубоко в теме" и привык к самым разным формам музыкальной выразительности. Подозреваю, что грань между такой качественной "попсой" и вовсе уже не попсой достаточно условна, а тема получается довольно дискуссионная - и тем не менее. Грани попсовости предлагаю рассмотреть на примере одного отечественного автора-исполнителя.
Напомню, Петр Налич был представителем России на Евровидении в 2010 году в Осло. Там он выступил со своей собственной пеней Lost&Forgotten. Мнения о песне сразу как-то очень уж полярно разделились: одни восторгались, другие ругались (к сожалению, любят у нас не сдерживать свой негатив в сети). Ну или, что можно считать более взвешенной позицией, не имея ничего против песни, считали, что на попсовом конкурсе ее не поймут, а значит, не дадут высокого места. К слову, лирических песен на Евровидении на самом деле полно, и это как-то не гарантия того, что высокого места они не получают. Так что, может быть, вопрос был не в миноре/мажоре, а в этом самом "не поймут" - недостаточно попсово. Слишком сложно. Так, что ли?..
Но так ли это в действительности? Вопрос на самом деле дискуссионный, ибо присутствует здесь и определенный субъективизм.
Творчество Петра Налича очень разнообразно - к сожалению, часто его знают лишь с какой-то одной стороны и на этом взращивают свои стереотипы. У него есть и действительно сложные вещи (кто-то, наверное, скажет "артхаусные", кто-то - "экспериментальные"). Но это лишь одна из сторон. Другая, которая представлена гораздо шире, - это мелодичные красивые песни на разных языках, с оттенками самых разных стилей и разными культурными отсылками. Там есть что-то близкое к ретро-эстраде, есть напоминающее романс, есть более рОковое, есть помедленнее, есть подинамичнее. Например, здесь у меня сделана небольшая подборка песен Налича на итальянском языке. Причем на первый план часто выходит именно музыкальная составляющая, что должно вроде бы компенсировать проблемы с иностранными языками для тех, кто их не знает.
В общем, далее будет просто небольшая подборка песен, разных, но, на мой взгляд, вполне себе не усложненных. Ну и мой вопрос: есть ли это попса = мелодичная музыка, у которой есть потенциал для широкой популярности?
Или как?
У каждого прочитавшего, наверное, будет свой ответ на этот вопрос:)
Сначала городской романс.
Теперь вариации-адаптации на основе народной песни.
Песня в стиле англоязычных баллад - тоже практически романс... Или блюз?..
Еще одна песня на русском языке, мне кажется, одна из наиболее эмоционально сильных:
И еще грустная баллада по-английски - "Принцесса":
Иногда те, кто слушал Налича когда-то давно, говорят, что старые песни у него как-то в этом смысле легче - ближе к пресловутой мелодичной попсе. Действительно, был период, когда у Налича стало сочиняться много песен-композиций со сложной музыкальной тканью и без господства мелодии. Но потом ветер вдохновения у композитора переменился, и снова вернулся тот самый мелодизм. Примером могут служить в том числе песни с выпущенного в конце прошлого года альбома "Морра". Вот для примера песня Flowerbed ("Клумба"):
Можно посмотреть еще примеры новых песен здесь.
Итак, сложна ли эта музыка? Легко ли она захватывает внимание "свежего" слушателя?