В нескольких статьях и двух выпусках моего подкаста про Ульяновск, я сетовал на состояние исторической застройки этого волжского города. Характерной особенностью является полное наплевательство на её сохранение - здания ветшают, сносятся, горят и очень редко защищаются от подобной судьбы. Примеры, когда за спасение старины берется частный бизнес довольно редки и не всегда приводят к позитивным результатам. Наш сегодняшний герой - случай пограничный.
Речь идет о здании "Общества взаимного кредита" начала XX века, стоящего на углу улиц Гончарова и Дмитрия Ульянова (ранее - Большой Саратовской и Сенной соответственно). Строил его знаменитый для тогдашнего Симбирска Федор Ливчак - и к стыду своему, у меня регулярно не доходят руки до написания качественной статьи об этом невероятно талантливом и самобытном архитекторе, скончавшемся от тифа в Омске в годы Гражданской войны. Пока я не исправлю это упущение, давайте условимся для простоты: Ливчак и его современник Шодэ - это такой единый в двух лицах провинциальный Федор Шехтель.
Данное здание Ливчак построил перед самым началом Первой мировой - 1912, в пик наивысшего финансового расцвета империи (который, правда, не особо способствовал устранению раскола в обществе и не предотвратил революцию). Оно представляло из себя расширение и переработку уже существующего дома на этом месте, к которому добавились новые парадные фасады и башенка. Так здание кредитного общества выглядело на планах:
А так - вскоре после постройки:
Думаю, все понимают, что после революции ни о каких "обществах взаимного кредита" не могло идти и речи, поэтому в здании разместили несколько официальных учреждений. Дальнейшая история - печальная, и звучит, как хроника утраты архитектурного шедевра:
В 20-30-е гг. ХХ в. был утрачен шпиль с кадуцеем над фронтоном ризалита, вазы с южного фронтона, растительный декор фриза башни и арочного проёма углового входа. В конце 60-х гг. ХХ в. заложен вход со стороны ул. Дмитрия Ульянова. Лестничный пролёт закрыт междуэтажным перекрытием, образовав новое помещение на втором этаже. Со стороны северного дворового фасада сделан новый тамбур входа в подвал из силикатного кирпича. В 70-е гг. ХХ в. заложены три входа по ул. Гончарова и угловой вход. В 90-е гг. ХХ в. построен новый тамбур входа в подвал южного крыла. Утрачены лепные сандрики второго этажа. В 2003 г. со стороны ул. Дмитрия Ульянова сделан новый вход в подвал под металлическим навесом. В 2007 г. утрачен картуш и растительный декор ризалита. В настоящее время утрачена большая часть сандриков второго этажа, часть лепных деталей с растительными мотивами между окнами второго этажа, лепные детали карниза.
После развала СССР бюджетным учреждениям выживать становилось все сложнее и сложнее. Не удивительно, что площади начали сдаваться в аренду, в т.ч. обувному магазину, который, собственно, и поспособствовал части утрат.
На помощь пришел новый экономический бум, на этот раз - сытых нефтяных нулевых и начала десятых. Одной из примет времени стал рост качества и количества заведений общепита. Ко второй половине теперь уже прошлого десятилетия, на первом этаже дома разместились сразу два ресторана - "Гонзо" и "Рекордз" (второй, правда, не пережил коронавирусный кризис и сейчас стоит закрытым).
Из минусов - здание опять пострадало. Из плюсов - то, что удалось спасти, было приведено в порядок, а дом из обычной серой конторы и дешевого обувного склада внезапно превратился в один из центров притяжения города.
Закончить приходится двумя избытыми мыслями "из каждой ситуации есть два выгода, даже если вас съели" и "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". По итогам своих путешествий, я прихожу к забавному выводу, что лучшим вариантом для спасения исторических зданий становится размещение в них ресторанов и гостиниц. Обратные случаи тоже встречаются, конечно, но очень уж часто я вижу обратное - рестораны и гостиницы чаще приводят старинную архитектуру в божеский вид.