Найти тему
Remont1969

В тупике. Часть 27. Steam Wheel Tank. 1918. Бронированный паровик на трехколесах.

Америку так же не обошла "трехколесная болезнь. Уже в 1918 году, когда в Европе было уже все ясно на полигон в Абердине выкатили "трехколесный танк". Steam Wheel Tank должен был обеспечить безопасность южных границ. История о его короткой истории в этой статье.

Steam Wheel Tank/3 Wheeled Steam Tank/Holt Steam Tank/Steem Wheeled Tank/Паровой колесный танк

Страна: United States

Производитель: Holt/General Electric

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 17 000 кг

Размеры: 6780хх

Бронирование: 5,6-18

Вооружение: QF 2.95-inch mountain gun, 2хBrowning M1917

Экипаж: 6

Двигатель: 2х75 л.с.

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь уже на поле боя давно грохотали "нормальные" танки. Предыдущая статья здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 26. Orion-Wagen II. 1917. Сороконожка примеряет броню.

Каждая счастливая семья счастлива одинаково, каждая несчастная - несчастна по своему. (с). Так и с конструкцией танков. У каждой страны, попытавшейся производить танки должен быть свой "сухопутный линкор" и своя "боевая трехколеска", хотя все остальные уже точно знают, что это путь в тупик. САСШ ничем не отличаются от остальных, и потому, когда военные стали всерьез рассматривать военный конфликт с Мексикой, как требующий новой техники, первым что было предложено стал "сухопутный броненосец" или как это было принято у янки - Монитор. Учитывая особенности театра военных действий - пустыни с каменистой почвой и противника - мексиканцев был разработан в 1916 году проект колесного танка Holt 150 ton Field Monitor. Две морские 152,4-мм пушки, десять 7,62-мм пулеметов Colt-Browning M1895 и экипаж из 20-ти бойцов: шесть артиллеристов, десять пулеметчиков, двух техников, командира и мехвода должны были обеспечить подавляющее преимущество над "дикими мексиканцами". Генерал Джон Першинг сразу лично отверг машину - скорость передвижения монстра будет сдерживать кавалерию. Но в принципе, если уменьшить боевую машину раз так в пять, то мог бы получится неплохой колесный танк.

Holt 150 ton Field Monitor
Holt 150 ton Field Monitor

Получив отказ в реализации первого проекта Holt 150 ton Field Monitor и Холт и военные, по прежнему уверенные в необходимости именно колёсной машины для мексиканского фронта, продолжали работать над проектом колесного танка, только меньшей размерности. Когда в 1918 году Steam Wheel Tank вышел на полигон, он был уже отнюдь не первым тяжёлым американским. И это были вполне разумные проекты: Holt Gas Electric Tank с бензо-электрическим приводом и Steam Tank (Tracked) с паровым двигателем по типу английского "Ромба". Первый прототип колесного танка, разрабатывавшегося с 1916 года был представлен на Абердинском полигоне в феврале 1918 и испытывался вплоть до мая. В проекте Steam Wheel Tank были объединено сразу много "новаций", которые по большому счёту уже были анахронизмами, с которыми расстались европейские проектанты: большие колеса, которые должны были обеспечить проходимость, трехколесная схема для манёвренности и паровой двигатель для подвижности, орудие направленное назад, что бы не надо было разворачиваться на поле боя. В общем все, от чего Европа отказалась.

Фотография с Абердинского полигона. Перед танком стоит пушка QF 2.95-inch mountain gun от Holt Gas Electric Tank, справа - танк-скелет.
Фотография с Абердинского полигона. Перед танком стоит пушка QF 2.95-inch mountain gun от Holt Gas Electric Tank, справа - танк-скелет.

А в остальном эта машина наследовала принципу - чем проще, тем лучше и ниже цена. Бронекорпус представлял собой простой бронированный прямоугольный ящик с надстройкой, построенный с учетом испытаний Holt Gas Electric Tank. Переднее колесо было сделано как каток и размещено на вилке, по аналогии с паровыми гусеничными тракторами Холта. Основные Колеса диаметром 2,5 метра так же были взяты стандартные от Холта. Перед маленьким рулевым роликом разместили стальной упор, который должен был увеличивать ширину преодолеваемых канав и траншей.

-4
-5

Колесный танк был "двухпалубным", на нижней палубе объединенного отдела располагался двигатель, который представлял собой два паровых горизонтальных 2-х цилиндровых двигателя мощностью 75 л.с. каждый, производства фирмы Abner Doble. Во всем танке самым интересным был именно двигатель. Паровые двигатели Доубе были установлены горизонтально, каждый приводил напрямую отдельное колесо, привод передавался от поршней через систему шестерен с дифференциалом на задние колесах. Перед обоими блоками цилиндров стояли парогенераторы конструкции Doble, в которых использовались топка с наддувом и длинная паровая труба, которая давала быстрое повышение давления пара, работавшие на керосине. Конденсатор парового мотора был вынесен вперед и закрывался бронированными жалюзями.

Вооружение танка устанавливалось в бронированном каземате, расположенном на "верхней" палубе танка, над колесами. на прототипе оружие не устанавливалось и так же нет фотографий танка сзади. Если по поводу вспомогательного вооружения в виде двух пулемётов, расположенных в боковых спонсонах, по типу Holt Gas Electric Tank. По поводу основного оружия танка есть определенные разногласия. На фотографии 1924 года с Абердинского полигона перед Паровым колесным танком стоит английская горная пушка QF 2.95-inch mountain gun от танка Holt Gas Electric Tank. Чаще всего именно это орудие относят к основному вооружению боевой машины. Тем не менее в интернете есть ссылка на информацию крупнейшего мирового историка-популяризатора броневой техника Стивена Залоги (Steven J. Zaloga), который в отчетах Абердинского полигона видел ссылку, что танк должен был оснащаться 2-мя 6-ти фунтовыми пушками. Так как пушка или пушки располагались с тыльной стороны корпуса, вопрос как машину планировали применять остаётся дискуссионным. Наиболее вероятно, что здесь дал себе знать ещё один анахронизм - движение в бой задним ходом, тем более что обзорность вперед на танке была нулевой. Как и свой прямой аналог германский Trefass-Wagen, Steam Wheel Tank должен был иметь те же недостатки, что и подтвердилось на испытаниях в Абердине.

Картинка: http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/USA/1-Tanks/Holt-SteamWheelTank.htm
Картинка: http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/USA/1-Tanks/Holt-SteamWheelTank.htm

Весенние испытания 1918 года показали, то, что и все остальные испытания трехколесных танков в России, Англии, Германии и Франции. Эта схема не обеспечивает требуемой проходимости. Первая же траншея, в которую проваливается рулевое колесо, становится последней для танка. Первые же испытания показали, что и для движения по песчаным почвам танк не подходим, спустя 15 метров танка надёжно завяз. Мощности двигателей не хватало для уверенного перемещения 17-ти тонной машины. Вызволив танк его еще два месяца гоняли по твердым грунтам, но всем было понятно, что проект провалился.

Эта статья окончание цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже грохотали по полю боя "нормальные" танки. Первая статья о боевых машинах Первой мировой войны, так и не выросших из экспериментальных работ о российском танке "Нетопырь" или боевой машине Лебеденко здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк

Источники:

http://www.landships.info/landships/tank_articles/Steam_Wheeled_Tank.html

https://en.topwar.ru/127402-kolesnyy-parovoy-tank-holt-steam-whell-tank-ssha.html

http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/USA/1-Tanks/Holt-SteamWheelTank.htm

http://aviarmor.net/tww2/tanks/usa/holt_steam_tank.htm

http://landships.info/landships/tank_articles.html?load=/landships/tank_articles/US_Landships_Designs.html