Картина Михаила Локшина (между прочим, его дебютная работа в качестве режиссёра) – «Серебряные коньки» была призвана украсить глазурью унылую жизнь россиян, создать сказку и подарить то самое заветное «новогоднее настроение». Так ли всё вышло на самом деле?
Почему именно «серебряные коньки» зритель понимает с первых минут киноленты, а концовка ставит жирную точку в размышлениях о смысле названия. Зрителю даже не дают возможности выстроить какие-то гипотезы насчет роли коньков в этом сказе - всё доступно, примитивно и предсказуемо (как и вся кинолента, в общем-то).
Сюжет можно было б назвать дотошно-примитивным если бы не отход от формата слащавой истории о любви в духе «Ромео и Джульетты» и вплетение фабульной линии о юных марксистах. Очевидно, что всякая романтическая история довольно линейная и движется сугубо по линии любви, эмоциональных качелей, переживаний, страсти и других сладких моментов. Но вот тут-то и интересный поворот – зрителя впутывают в сеть либеральных идей, где очаровательные бандиты-социалисты с «Капиталом» в руках исполняют «фокусы» на льду в погоне за всеобщим равенством и братством. Мы попадаем не просто в диснеевскую сказку, а оказываемся в мирке, где любовь хоть и существует, но уживается с несправедливостью и страхом, жестокостью, беднотой и алчностью, воровством и взяточничеством.
Реалии предреволюционной России не смотрятся такими уж и реалиями. Как-то слабо и совсем уж романтично показано зарождение революционных идей. Но тут, пожалуй, и не стоит претендовать на какой-то остросоциальный контекст, ведь зритель просто ждёт сладкую сказку, а тут им и вопросы патриархата, и коррупция, и какие-то радикальные настроения – как-то неожиданно получилось.
Довольно забавно выглядят завуалированные шуточки в адрес тогдашнего правительства. Вопрос о том как воспринимать формат либерального юмора и шутки в духе «мы сосулины не сбиваем, пока на какого-нибудь градоначальника не упадает» выносится на суд зрителю и его изощренность фантазии и тонкость чувства юмора.
Роскошь аристократических балов, помпезные костюмы, заснеженный Петроград в огнях вновь демонстрируют зрителю финансовую мощь российского кинематографа и факт того, что фильм снят при поддержке «Студии ТРИТЭ» Никиты Михалкова и по своей сути является обыкновенным коммерческим продуктом без претензии на «вау» эффект с точки зрения смысловой нагрузки.
Отбросив все недостатки и неточности (коих в фильме полно), можно убедиться, что "серебряные коньки" полностью реализуют свои амбиции - искусственно создают ощущение новогоднего волшебства и сказки и поселяют в сердцах зрителей веру в лучший исход в безысходной ситуации. Но мы то с вами знаем, что ожидало Россию после 1900 года! :)