Найти тему

Как советские войска ПВО по ошибке сбили Ту-104 заполненный пассажирами

Оглавление

Авиакатастрофа под Красноярском — катастрофа советского самолета Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот» (СССР) 30 июня 1962 года. Пассажирский самолет, следовавший по маршруту Хабаровск — Москва, был ошибочно сбит зенитной ракетой в районе села Маганск Березовского района, Красноярского края. Погибло 84 человека (все пассажиры и члены экипажа).

Обстоятельства катастрофы

Экипаж 202 авиаотряда реактивных самолетов выполнял рейс № 902 Хабаровск-Москва. На борту находилось 62 взрослых пассажира, 14 детей и 8 членов экипажа, всего 84 человека. Взлёт в Иркутске был произведён в 15:53 по московскому времени. Эшелон полёта самолёта был 9 000 м. В 16:32 по московскому времени самолёт вошёл в РДС Красноярск. Фактическая погода в районе РДС Красноярск была следующей: облачность 7-9 баллов кучевая и высоко слоистая, высота верхней границы 9 000–9 500 м с последующим понижением до 6 000 м. Опасных метеоусловий не наблюдалось.

-2

В 16:50 по московскому времени экипаж доложил удаление 50 км от Красноярска, что подтвердилось наблюдением по обзорному радиолокатору. Затем на неоднократные вызовы экипаж не отвечал и только в 16:53 по московскому времени с борта взволнованным и отчаянным голосом на фоне необычного шума и грохота было передано: «Красноярск, 42…370, следите за мной, смотрите за мной…» Голос позднее был идентифицирован как голос второго пилота. На этом связь прекратилась.

Обломки самолёта были обнаружены в 28 км восточнее аэропорта Красноярска в равнинной местности с небольшими участками леса восточнее села Вознесенка Берёзовского района. Самолёт полностью разрушился при падении, оставив воронку на опушке леса. Разброс обломков составил 200 м.

-3

Комиссия установила, что примерно через 1 минуту после доклада экипажа об удалении 50 км самолёт перешёл в режим, близкий к экстренному снижению. В дальнейшем самолёт либо перешёл в сваливание на высоте 7 000 м, либо продолжил разворот со снижением с прогрессирующим креном и перешёл в сваливание на высоте 4 000 м. С высоты 7 000 м начиналась облачность. Самолёт вышел из облаков на высоте 800 м с удалением от точки падения 3 км. В процессе падения отмечалось вращательное движение вокруг продольной оси. Примерный средний угол наклона траектории к горизонту — 15-20°. Столкновение с землёй произошло в перевёрнутом положении под углом около 40° с небольшой поступательной скоростью с левым креном. Общее время падения составило 2,5 мин.

-4

При исследовании тел погибших пассажиров было установлено, что они получили прижизненные ожоги и травмы от огня и летевших со стороны распространения огня предметов. Наиболее сильные повреждения и ожоги у всех исследованных наблюдались с левой стороны и были получены в положении сидя.

Расследование

Сразу после авиакатастрофы место происшествия было оцеплено солдатами. Площадь оцепления оказалась весьма значительной. К расследованию авиакатастрофы приступила правительственная комиссия. Самолёт упал в покрытую лесом ложбину. По сбитым верхушкам сосен комиссия установила, что падал он не вертикально, а по пологой траектории. Задев деревья, фюзеляж лайнера переломился. Этими обстоятельствами и объяснялась большая площадь обломков. В процессе изучения обломков комиссией генерал-майор Зеленский (заместитель начальника конструкторского бюро им. Туполева) обнаружил фрагмент обгоревшей обшивки фюзеляжа с левого борта. Изначально эта часть конструкции находилась в районе 20-го шпангоута у иллюминаторов первого салона. В куске металла зияло отверстие диаметром 20 сантиметров. Причём обгоревшей была не внешняя сторона обшивки, а внутренняя. При этом изнутри фрагмент был механически повреждён. Некий предмет пробил обшивку лайнера и взорвался внутри. Первоначально комиссия по расследованию катастрофы пришла к выводу, сваливание в кучевой облачности в процессе экстренного снижения или при выводе из него и потеря пространственной ориентировки в сложной обстановке, что при низкой облачности не дало возможности вывести самолет. Причиной экстренного снижения мог, предположительно, явиться пожар или какое-либо другое происшествие в пассажирской кабине. Однако позднее стало известно, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. Одна из ракет, потеряв в условиях прохождения через грозовой фронт свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт.

-5
Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на канал.