В конце месяца Мухаррам седьмого года Хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в поход на Хайбар. Хайбар — это большой город, состоящий из крепостей и сельхозугодий, расположенный на расстоянии ста миль севернее Медины со стороны Шама.
В этот поход с Пророком ﷺ отправилось тысяча четыреста человек — воинский состав из всадников и пехоты. Ибн Хишам рассказывал:
«Посланник Аллаха ﷺ, направляясь в Хайбар, велел своим спутникам остановиться, потом произнес:
«О Аллах — Господь небес и всего того, что под ними! Господь земель и всего того, что на них. Господь духов и всего того, что они делают. Господь ветров и всего, что они двигают. Даруй нам добро этого селения и добро его жителей, и все добро, которое в нем есть! И защити нас от зла этого селения и зла его жителей, и всего зла, которое в нем есть! Вперед, во имя Аллаха!»
Он так говорил перед вступлением в каждое селение.
Когда Пророк ﷺ совершал набег на кого-нибудь, он до утра не предпринимал никаких действий: если слышал призыв к молитве, то воздерживался от нападения; а если не слышал призыва к молитве, то нападал.
Мы подошли к Хайбару ночью. Пророк ﷺ провел ночь, настало утро, но он не услышал азана — призыва к намазу. Он сел верхом, и мы вместе с ним сели верхом. Я сидел верхом за Абу Тальхой, и моя нога касалась ноги Посланника Аллаха ﷺ. Мы встретили работников-земледельцев Хайбара, идущих утром на работу в поле с лопатами и корзинами. Увидев Пророка ﷺ, они закричали:
«Мухаммад и его войско!»
Затем они повернулись назад и убежали. Пророк ﷺ произнес:
«Аллах превелик! Хайбар рушится! Мы пришли на их поле, и горе тем, кто был предупрежден и не внял!» [1]
Ибн Саад рассказывает:
«Посланник Аллаха ﷺ произнес проповедь перед людьми, затем распределил между ними знамена. Началось сражение между Посланником Аллаха ﷺ и жителями Хайбара, которые уже укрылись за стенами своих крепостей. Мусульмане начали завоевывать одну крепость за другой, кроме последних двух — аль-Ватых и ас-Сулялим. Посланник Аллаха осаждал их десять с лишним ночей».
Передают Ахмад, ан-Насаи, ибн Хиббан и аль-Хаким от Бурейды ибн аль-Хатыйба о том, что он сказал:
«Когда был «День Хайбара», знамя взял Абу Бакр. Но вернулся, так и не завоевав его. На следующий день Умар взял знамя и тоже вернулся, не завоевав его. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Завтра я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу, который любит Аллаха и его Посланника, и которого любят Аллах и его Посланник».
И после этого люди провели ночь, обсуждая вопрос о том, кому из них вручат это знамя, а наутро они явились к Посланнику Аллаха ﷺ и каждый из них хотел, чтобы (знамя) вручили ему. Однако (Пророк ﷺ) спросил:
«Где Али ибн Абу Талиб?»
(Ему ﷺ) ответили:
«О Посланник Аллаха, у него болят глаза».
Он ﷺ велел:
«Пошлите за ним»
Когда его привели, Посланник Аллаха ﷺ сплюнул ему на глаза и обратился к Аллаху с мольбой за него, после чего у него боль прошла, будто её и не было. И (Пророк ﷺ) вручил ему знамя, а Али, да будет доволен им Аллах, спросил:
«Мне сражаться с ними, пока они не станут такими как мы (т.е. не примут Ислам)?»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Двигайся, не спеша, пока не спустишься на их территорию, а потом призови их к Исламу и сообщи им то, что является их обязанностью и правом Аллаха над ними. Клянусь Аллахом, если Аллах наставит посредством тебя хотя бы одного человека на путь истинный, то это будет для тебя лучше, чем красные верблюды!»
Он выступил и сражался. Посредством него была дарована победа» [2]. Мусульмане захватили все, что было в этих крепостях в качестве трофеев.
Что касается тех двух крепостей, мусульмане продолжали осаждать их. Когда же хайбариты убедились в том, что их постигнет погибель, они попросили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позволить им покинуть Хайбар со своими женами и детьми, оставив при этом имущество Посланнику Аллаха ﷺ. И он, да благословит его Аллах и приветствует, согласился с этим предложением.
Затем иудеи попросили Посланника Аллаха ﷺ оставить их проживать в нём с условием, что они будут обрабатывать его и им будет принадлежать половина плодов. И Посланник Аллаха сказал им:
«Мы оставляем вас проживать в нём с этим (условием), насколько мы пожелаем!» [3]
Ибн Исхак рассказывал:
Когда Пророк закончил свои дела, Зейнаб — дочь аль-Хариса и жена Саляма ибн Мишкама решила преподнести ему жареного барашка и спросила:
«Какую часть барашка любит Посланник Аллаха?»
Ей сказали, что он любит лопатку. Тогда она положила в лопатку побольше яда, отравив остальную часть барана. Потом эту отравленную еду принесла и поставила перед Посланником Аллаха ﷺ. Он взял лопатку, откусил кусок, стал жевать, но не стал глотать его. Вместе с ним был Бишр ибн аль-Бара ибн Марур. Он взял так же, как и Пророк ﷺ, кусок мяса, но проглотил его. А Посланник Аллаха ﷺ выплюнул мясо и сказал:
«Эта кость сказала мне, что она отравлена».
Потом он вызвал Зайнаб, и она призналась в содеянном. Пророк ﷺ спросил ее:
«Что толкнуло тебя на это?»
Она ответила:
«Ты принес моему народу много бед, и я сказала: «Если он царь, то избав- люсь от него, а если Пророк, то он узнает».
Бишр умер от куска мяса, который съел» [4]
Аз-Зухри и Сулейман ат-Тайми в своих рассказах о сражениях утверждали о том, что она приняла Ислам. Но после этого произошло расхождение во мнениях относительно вопроса — была ли она казнена Пророком ﷺ за смерть Бишра или нет? Ибн Саад с многочисленными иснадами передает о том, что она была передана Пророком ﷺ опекунам Бишра, которые, в свою очередь, казнили её. Однако в достоверном сборнике Муслима передается о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
«Аллах не дал тебе власти на это».
Они (сподвижники) сказали:
«Почему бы нам не убить её?»
Он сказал им:
«Нет».
Посланник Аллаха ﷺ разделил трофеи Хайбара между мусульманами: пешему одну часть, всаднику — две. Нафи, да будет доволен им Аллах, разъяснил это согласно хадису, переданному аль-Бухари — если у воина была лошадь, то ему три части, а если нет, то одна. После того, как Сафийа бинт Хуайй ибн Ахтаб (дочь одного из предводителей иудеев) оказалась в числе пленных, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал её к себе и предложил ей принять Ислам, на что она дала своё согласие. А после того, как она сделала это, он освободил её и женился на ней, подарив ей в качестве брачного дара свободу.
[1] Бухари и Муслим
[2] Бухари и Муслим (начиная со слов «Завтра я непременно вручу это знамя...» до конца)
[3] Бухари и Муслим
[4] история по версии Ибн Исхака, содержание истории изложены у Бухари и Муслима