Всех приветствую!
Генерал-лейтенант Василий Михайлович Баданов (1895-1971 гг) довольно известен в узких кругах, ещё бы, смог советскими танками разгромить большой отряд снабжения люфтваффе и лишить окружённого Паулюса поддержки, и даже сам Жуков писал о нём в своих воспоминаниях. Но обо всём по порядку.
Баданов был не совсем типичным генералом ВОВ. По образованию он был учитель (ещё во времена Российской империи окончил учительскую семинарию), и после войны и последовавшей за ней Гражданской войны связал себя с преподаванием, хоть и в военной отрасли - стал начальником Полтавского военного училища. Решение о его назначении для многих идейных коммунистов выглядело довольно странно, ведь в годы Первой мировой войны он был царским поручиком, однако в партии посчитали, что своими действиями во время Гражданской войны он полностью искупил свою вину.
В 1941 году начинает война, Баданов отправляется на фронт, и в первые полтора года войны ничем особым не запоминается, но вот наступает декабрь 1942 года, и наступает "звёздный час" нашего генерал-лейтенанта. В окружённом Сталинграде сидит генерал Паулюс, немцы с горем-пополам пытаются наладить снабжение своих войск в окружении, именно этому и должен был помешать В.М. Баданов, нанеся решительный удар по аэродрому снабжения у станицы Таницкая. именно такой приказ ему и отдаёт командарм Ватутин.
На момент начала операции под командованием Баданова находилось чуть более 90 (вроде 91, но в разных источниках пишут разные цифры, 91 танк по воспоминаниям Жукова) исправных танков, и одиннадцать тысяч личного состава. Это крайне мало, учитывая то, что для прорыва к немецкому аэродрому ему необходимо было бы пройти позиции 8-й итальянской армии, а так-же немецкая оперативная группа в районе Ростова, и напоследок, разбить охрану самого аэродрома, которой было немало. И да, напоследок, до самого аэродрома ему нужно было совершить бросок на 240 километров, и это имея проблемы со снабжением (понятно дело, прорвав фронт он отрывался от своего пункта снабжения). Задача выглядела как невыполнимая. Однако, он с ней с достоинством справился...
За 5 дней он сумел достичь заветного аэродрома, при этом разбив итальянцев и несколько раз "удрав" от немецкой погони. А выйдя к аэродрому он устроил на нём самый настоящий ад. Только посмотрите как описывает этот бой немецкий лётчик Курт Шрайт:
«Утро 24 декабря 1942 года. На востоке брезжит слабый рассвет, освещающий серый горизонт. В этот момент советские танки, ведя огонь, внезапно врываются в деревню и на аэродром. Самолеты сразу вспыхивают, как факелы. Всюду бушует пламя. Рвутся снаряды, взлетают в воздух боеприпасы. Мечутся грузовики, а между ними бегают отчаянно кричащие люди. Кто же даст приказ, куда направиться пилотам? Стартовать в направлении Новочеркасска – вот все, что успел приказать генерал. Начинается безумие. Со всех сторон выезжают на взлетную полосу и стартуют самолеты. Все это происходит под огнем и в свете пожаров. Небо распростерлось багровым колоколом над тысячами погибающих, лица которых выражают безумие. Вот один Ю-52, не успев подняться, врезается в танк и взрывается со страшным грохотом. Вот уже в воздухе сталкиваются «Юнкерс» с «Хейнкелем» и разлетаются на мелкие куски вместе со своими пассажирами. Рев танков и авиамоторов смешивается с взрывами, орудийным огнем и пулеметными очередями в чудовищную симфонию. Все это создает полную картину настоящей преисподней».
Казалось бы, враг разгромлен, хэппи-энд. Но не тут-то было. Из ставки приходит новый приказ - удерживать позиции. Понятное дело, учитывая отсутствие снабжения, такой приказ был сродни убийству. Однако выбора другого особо не было, ведь займи немцы аэродром вновь, то снабжение группировки Паулюса вновь было бы восстановлено. В общем, миссия почти невыполнима. Но тут о подвиге Баданова новости доходят до ставки верховного командования и лично до Сталина. Иосиф Виссарионович впечатлённых их героизмом, говорит о том, что "не нужно забывать там Баданова и его людей". Командование фронта, получив распоряжение сверху, меняет свой приказ с "удержать всеми возможными способами" на "продержаться как можно дольше". Баданов, получив это распоряжение, обороняет позиции на протяжении пары дней, а затем благополучно прорывается к линии фронта.
Через два года, во время Львовско-Сандомирской операции, Баданов был тяжело ранен, а после войны вновь стал руководить армейскими учебными заведениями, вернувшись в "тихую профессию". Умер Василий Михайлович в 1971 году.