Своей звучной фамилией эта художница обязана мужу, правнуку великого французского писателя, Жану Гюго. Но даже фамилия известного романтика не помогла Виктории избежать почти полного забвения.
Сегодня о ней знают лишь специалисты по сюрреализму и поклонники этого направления в живописи, что очень несправедливо. Ведь эта женщина внесла значимый вклад в сюрреализм, а ее работы будоражат своей таинственностью и позволяют заглянуть в глубины человеческого подсознания.
Еще во время своего обучения в парижской школе изящных искусств Валентина увлеклась театром и смотрела выступления труппы Дягилева во время русских балетных сезонов. Поэтому неудивительно, что ранний период ее творчества она вместе с мужем работала для театра или кино, рисуя костюмы.
Затем, в 1926 году, художница познакомилась с яркими представителями сюрреализма - Элюаром и Бретоном.
Все вместе они образовывали творческий коллектив, так называемое "Бюро сюрреалистических исследований", где занимались созданием коллективных рисунков.
С Элюаром у Валентины случился бурный роман, который привел к тому что ее брак распался. Романы быстротечны, а вот сотрудничество с поэтом у художницы продолжалось до самой его смерти.
Она иллюстрировала не только многочисленные сборники стихотворений Поля Элюара, но и книги других сюрреалистов - Бретона, Шара, Кревеля, а также кумиров этого кружка - Лотреамона и Артюра Рембо.
Валентина Гюго работала в разных жанрах и стилях - создавала и портреты, и фантастические композиции, и пейзажи, как будто подсмотренные в мире сновидений, и гравюры, и акварели, и книжные иллюстрации.
Несмотря на такое богатое наследие, случилось так, что ее личная жизнь и романы с Элюаром и Бретоном практически заслонили от критиков ее творчество. Критики не относились к ней всерьез.
Между тем многие ее работы несут на себе не просто печать мастерства, но и обладают невероятной глубиной. Например, работа под названием "Сон 21 декабря", изображающая лицо художницы с вцепившейся в него обезьянкой и погруженной в воду женщиной, вызывает тревогу и отражает подсознательные процессы, которые таким причудливым образом отразились в рисунке.
Подобное внимание к своим снам характерно для творчества многих сюрреалистов. Поэтому понятно, почему Валентина Гюго так органично влилась в их группу. Вместе с ними она много выставлялась - в Салоне Независимых, на выставке «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм» в 1936 году в Нью-Йорке. Выставки с участием ее работ прошли в Тенерифе, Копенгагене и Токио.
Умерла Валентина Гюго на 81 году жизни, в бедности, одиночестве и полном забвении. Она пережила многих своих соратников по сюрреализму.
В 1977 году в Труа была проведена ретроспективная выставка ее работ, и с тех пор о ней почти не вспоминают.
И напрасно, ведь в ее работах есть то, что делает их интересным и в контексте сегодняшнего времени: глубина, напряжение эмоций, изучение внутреннего Я.
Безусловно, самопознание актуально в любые эпохи, но сегодня - особенно. Потому что из того, что мы думаем о себе и о мире, и складывается та не особо приятная картина, которую мы и наблюдаем в последние годы. А такие художницы, как Валентина Гюго, как раз стремились шагнуть на теневые стороны человеческой души, чтобы вынести оттуда на свет потаенные страхи и мечты.