Всем привет!
Когда границы закрыты, гораздо более актуальными становятся путешествия внутри страны. А нашей большой стране люди не только летают самолётами и ездят на машинах - приходится иногда пользоваться железнодорожным транспортом.
Даже без учёта нынешней ситуации многие любят и привыкли ездить на поездах. Романтика в этом, говорят, какая-то есть - лично я с возрастом понимаю таких людей всё меньше, но это моё личное мнение.
Не все, правда, знают, что с покупкой билета на поезд граждане имеют право на кое-что ещё – начиная с того, что имеют право бесплатного пользования туалетом на всех станциях по маршруту следования (по предъявлению билета, разумеется). Актуально, учитывая то, что ещё далеко не все вагоны оснащены биотуалетами.
Многое из нижеизложенного, конечно, широко известно. Но вдруг…
Итак, пассажир имеет право знать следующее:
1) можно уехать на поезде того же маршрута в другой день раньше обозначенного срока (при наличии там свободных мест, конечно);
2) если выкупить всё купе, то можно ехать одному или вдвоём или втроём с теми, на кого есть билеты;
3) в случае опоздания на свой поезд можно в течение 12 часов, доплатив, заменить его на новый – опять же, при наличии мест; если опоздал по медицинским показаниям – в течение пяти суток;
4) если билет электронный, обойтись только удостоверением личности на входе в вагон, без предъявления распечатки билета (с предварительной регистрацией);
5) если про бронировании допущена опечатка, то должны впустить без исправления (это не значит, что вместо «Сидоров» можно указать «Погосян» - не более одной буквы в ФИО и одной цифры в номере удостоверяющего документа);
6) льготные билеты - например, детские – если даже за проезд ребёнка до 5 лет платить и не нужно, то билет на него всё равно должен быть оформлен;
7) пассажир не обязан брать постельное бельё – но в этом случае он не может пользоваться матрасом и подушкой (хотя сейчас очень трудно встретить билеты на поезда дальнего следования без включённого в стоимость комплекта белья); кстати, в любое время года у проводника можно бесплатно попросить одеяло – некоторые люди способны замёрзнуть даже летом;
8) если в билете указана нижняя полка, пассажир может на неё не пускать других пассажиров, поскольку правила требуют, чтобы пассажир ехал именно на том месте, которое обозначено в билете (момент с добровольным обменом местами довольно интересен, поскольку в случае ЧП можно потерять своё право на возмещение ущерба страховой компанией, например);
9) также нижние багажные отсеки (под нижними полками) находятся в распоряжении пассажира нижней полки (другими словами, для «верхних» пассажиров есть свои пространства для укладки багажа);
10) можно в пути сойти на любой станции (продлив срок действия билета на срок не более 10 суток), при этом уведомив перевозчика, сделав отметку на вокзале – дальнейшее передвижение до окончания маршрута будет с доплатой;
11) если указанное в п. 10 (остановка в пути) случилось по болезни – то на срок болезни (с подтверждающими документами);
12) у проводника можно бесплатно попросить лекарства из аптечки, мелкую посуду, нитки с иголкой и даже настольные игры (конечно, если они у него есть – но право на это пассажир имеет); также можно попросить ремни безопасности тем, кто едет на верхних полках;
13) мыло и туалетная бумага в туалетах должны быть в любом вагоне;
14) шуметь в ночное время (с 23:00 до 6:00) нельзя, а распитие спиртного (кроме вагона-ресторана) и курение может караться высадкой и выяснением отношений с полицией – это, конечно, правильнее отнести к обязанностям пассажира, а не к правам, но лучше предупредить;
15) если пассажир проспал станцию, куда он едет, это формально не его вина (разбудить должен был проводник - по крайней мере, в ночное время); дёргать стоп-кран, разумеется, не нужно, лучше обратиться к проводнику или начальнику поезда – а там уже разруливать ситуацию вместе с ними (а то произойдёт примерно то же самое, что испытал Скуперфильд в носовской саге о приключениях Незнайки);
16) далее по п. 15 – если оформлены соответствующие документы (на каждого из проспавших пассажиров), то можно вернуться в пункт назначения с оформлением бесплатных билетов (либо с последующим возмещением расходов) – смотря как пассажир будет настойчив в законной реализации своих требований; главное - помнить, что проводник отвечает за то, чтобы пассажир вышел не позже станции, куда следовал по билету, так что пассажиру лучше спящим не притворяться и не злоупотреблять своим правом – как, впрочем, и в остальных случаях.
В общем, как-то так. Надеюсь, кому-то поможет…
Здоровья всем и хороших путешествий!
Читатели всех стран, ставьте лайки 👍 и делитесь с друзьями!!! 👨👩
Активнее подписывайтесь!!!
Это поможет мне развивать канал, а вам – быть осведомлённее :-)