Всем зашедшим - привет! Я продолжаю рассказывать про не самые известные региональные аэропорты нашей страны. Сегодня мы поговорим про один из самых северных аэропортов - аэропорт Сабетта, расположенный в Ямало-Ненецком автономном округе.
Большинство действующих региональных аэропортов современной России были построены еще при СССР. Многие из них даже сохранили свой первозданный облик. Какие-то аэропорты понемногу умирают, какие-то - наоборот, становятся крупными хабами. Объединяет их одно - они были заложены в советское время, по советским принципам и правилам. Сегодняшний наш герой - исключение.
История самого вахтового поселка Сабетта начинается в 1980 году. Именно тогда из города Лабытнанги на берег Обской губы были направлены геологи Тамбейской нефтегазоразведческой экспедиции. Сторительство поселка велось их силами, а основным видом транспорта, связывавшим Сабетту с Большой землей были вертолеты. Цель создания поселка понятна - богатые месторождения природного газа, еще не разработанные и не используемые. Однако, во времена советского союза активной добычи в Сабетте не велось. После развала ССР Сабетта чуть было не оказалась заброшенной. Но к 2010-м годам необходимость в развитии месторождений стала вновь очевидна.
Из-за сложных условий, попасть в поселок можно было двумя способами - либо на грузовом судне, либо на вертолете. И этого явно не достаточно для места, которое в перспективе является одним из крупнейших газовых месторождений севера России. Так что реализация планов по активному развитию всей транспортной инфраструктуры началось в 2012 году. Основной задачей был, конечно, аэропорт. В плане были предусмотрены перроны и взлетно-посадочные полосы, стояночные места и ангары, рулежные дорожки и другие инженерно- технические сооружения. К концу 2014 года завершились строительные работы, а первую испытательную техническую посадку совершил Боинг-737 авиакомпании Ютэир. Вскоре после этого аэропорту были вручены сертификаты и присвоен статус международного объекта. Аэропорт был построен в рамках проекта «Ямал СПГ». Вообще, Ямал - особый регион, где к прибывающим предъявляются повышенные требования. Именно поэтому главным объектом инфраструктуры является пункт таможенного досмотра. Интересный факт - в Сабетту категорически запрещен провоз алкоголя – за это нарушение могут даже не пустить на полуостров.
Официальное открытие аэропорта Сабетта состоялось в июле 2015 года. Сегодня он обслуживает пассажирские и грузовые рейсы, оборудован высокотехнологичными таможенными и пограничными пунктами досмотра и пропуска. Комплекс расположен на полуострове Ямал, в 10 километрах от одноименного поселка, в честь которого и было присвоено название – Сабетта. По плану аэропорт состоит из двух терминалов - служебно-пассажирского и международного. На территории расположен командно-диспетчерский пункт, утверждающий все полеты в Свбетту. Авиадиспетчеры, работающие на КДП, предоставляют воздушным судам аэронавигационное обслуживание. Здания терминалов двухэтажные, и возведены из сверхпрочных материалов - сделано это для противостояния холодам и постоянным ветрам. При том, что аэропорт в Сабетте не отличается архитектурными изысками и не является образцом помпезности, он, тем не менее, является одним из важнейших стратегических объектов Ямала.
Полуостров окружен Карским морем с трех сторон, так что попасть на него сейчас можно только на кораблях, или самолетом. Но морские пути не отличаются большой скоростью, так что аэропорт остается одним из важнейших связующих между Ямалом и остальной Россией. Взлетно-посадочная полоса соответствует международным требованиям и стандартам, имеет ширину 46 метров, длину 2700 метров и принимает различные типы лайнеров: грузовые Ил-76, Аэробусы 320, ssj-100, Блинги 767. Принимает Сабетта и вертолеты Ми-8. А 22 января 2017 года в аэропорту Сабетта совершил посадку самый крупный серийный грузовой самолет в мире - Ан-124 Руслан.
Аэропорт обслуживают три авиакомпании - ИрАэро, Ютэир и Ямал. Причем, регулярные рейсы в Сабетту из Москвы и Нового Уренгоя есть только у ИрАэро. Ютэир совершает чартерные и вахтовые рейсы из Москвы, Нового Уренгоя и Самары. Ямал летает из Москвы. Нового Уренгоя, Салехарда и Уфы. В аэропорту часто можно встретить газпромовские самолеты, а так же множество вертолетов, которые являются основным видом транспорта между городами и поселками региона.
Просто так купить билет любому желающему сюда нельзя. В зону вечной мерзлоты и на территорию вахтового поселка отправляют преимущественно по паспортам, по специальным приглашениям и спискам трудоустройства (а жаль - автору, например, очень хочется посмотреть как там все устроено :). С другой стороны, все объяснимо - суровые условия, строжайшие правила безопасности, поведения и т.д.).
Авиакомплексу Сабетта присвоено звание лучшего в 2016 году в номинации «Региональные аэропорты». Это один из первых арктических, стратегически важных объектов, который построен с нуля. Сегодня он обслуживает международные и внутренние чартерные рейсы, является транзитным и конечным пунктом прибытия, а основной пассажиропоток представлен вахтовыми рабочими.
В общем, Сабетта - достаточно уникальный аэропорт. Построенный с нуля в тяжелейших условиях, сейчас он обеспечивает Ямал бесперебойным авиасообщением с остальной Россией.