Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

За что расстреляли командующего флотом? (засекреченные судебные процессы)

История засекреченных судебных процессов началась в Советской Республике с уникального и даже в чем-то загадочного дела ...
Сквозь льды в Кронштадт (Ледовый поход)
Сквозь льды в Кронштадт (Ледовый поход)

История засекреченных судебных процессов началась в Советской Республике с уникального и даже в чем-то загадочного дела в отношении командующего Балтийским флотом Алексея Ми­хайловича Щастного, приговоренного летом 1918 года к расстрелу.

Это дело (не без труда) мне удалось найти и истребовать в 1990 году для изучения (на предмет реабилитации) из Управления КГБ СССР по Ленинградской области. Сегодня материалы архивного дела опубликованы[1]. Однако его прочтение не позволило найти ответы на все вопросы...

Обложка архивного дела по обвинению А.М. Щастного
Обложка архивного дела по обвинению А.М. Щастного

В феврале-мае 1918 года Щастный блестяще провел операцию по перебазированию кораблей из Ревеля (Тал­линна) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт (Ледовый поход). По мнению морских специалистов, он совершил тогда невозможное – спас от захвата немцами и уничтожения Балтийский флот: 236 ко­раблей, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 миноносцев, 12 подводных лодок. Однако вскоре после чего был арестован и расстрелян по приговору Ревтрибунала при ВЦИК.

Это был первый смертный приговор, вынесенный судом после Октября 1917 года.

Судебное заседание началось ровно в полдень, 20 июня, в Овальном (Митрофаньевском) зале Кремля.

По сообщениям прессы, за несколько часов до начала судебного процесса над Москвой пронесся циклон. Его разрушительная сила на время прервала сообщение между старой и новой столицами. Казалось, сама природа стремилась задержать печальное для флота известие...

Обратим внимание на ряд странностей и необычных моментов, выявленных по этому делу, которые, как говорится, лежат на поверхности.

1. Занимая должность командующего (наморси) всего два месяца, Щастный спас флот, сохранив его для России. А спасение флота стало спасением дела революции. Ведь если бы флот не удалось перевести в Кронштадт, Петроград был бы захвачен врагом. Тем не менее, Троцкий, спустя месяц, объявил Щастного «преступником исключительной государственной важности».

2. Ревтрибунал при ВЦИК был специально учрежден перед рассмотрением этого дела – буквально на следующий день после ареста Щастного.

3. Постановлением наркома юстиции П. Стучки от 16 июня 1918 года, то есть за три дня до суда, был отменен запрет на смертную казнь.

4. Троцкий выполнил по этому делу несколько взаимоисключающих процессуальных ролей – произвел арест Щастного; допросил его и еще ряд свидетелей; выступил в суде единственным свидетелем обвинения, и, по некоторым данным, побывал даже в совещательной комнате.

5. По ходатайству Щастного трибунал провел специальное закрытое заседание, однако это обстоятельство вообще не нашло никакого отражения в протоколе судебного заседания…

На сегодняшний день существуют несколько версий о странностях и противоречиях этого засекреченного суда. Одна из них, которую называют конспиративной (ее придерживается автор), сводится к следующему. Это была расправа за прикосновение Щастного к тайне большевиков, за его попытку разобраться в политических хитросплетениях вокруг судьбы Балтийского флота. В то же время, расстрел командующего явился актом устрашения по отношению к вышедшему из повиновения Балтийскому флоту. А возможно – и актом оправдания перед зарубежными спонсорами революции.

Материалы архивного дела дают основание полагать, что А.М. Щастный, вероятно, подозревал большевиков в тайных связях с представителями иностранных государств. Об этом мы рассказали в предыдущем очерке «Расстрел за подвиг» (можно прочесть ЗДЕСЬ). А сегодня напомним читателю некоторые вехи боевой биографии настоящего Героя России!

Из послужного списка и других документов, имеющихся в деле Алексея Михайловича, видно, что он родился 4 октября (по другим данным – 3 октября) 1881 года. Происходил из военной семьи потомственных дворян Волынской губернии. Православный. Его отец – генерал-майор Михаил Михайлович Щастный. Алексей пошел по стопам отца, закончил с высшим балом Морской кадетский корпус. В 1901 - мичман, в 1913 – капитан II ранга, в июле 1917 - капитан I ранга.

В начальный период службы Щастный – вахтенный начальник на крейсере «Пластун», участвовал в проведении гидрографических работ на канонерской лодке «Бурун» в Финском заливе. В 1902 году – в заграничном плавании на эскадренном броненосце «Севастополь» и канонерской лодке «Манджур» в составе Тихоокеанской эскадры. Воевал в Порт-Артуре вахтенным начальником на крейсере «Диана», участвовал в бою в Желтом море.

Бронепалубный крейсер "Диана" в Желтом море.
Бронепалубный крейсер "Диана" в Желтом море.

Командир крейсера А.А. Ливен в своем донесении отмечал: «…мичман Щастный особенно отличился. Он, по смерти заведующего средним плутонгом, принял под свое командование и этот плутонг и своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа и полными распоряжениями высказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости. Прошу обратить особенное внимание на мичмана Щастного. Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте признания, как он».

В 1905 году Алексей Щастный – младший минный офицер учебного судна «Европа» и командир миноносца № 217. Затем 2-й минный офицер штаба начальника Учебно-минного отряда Балтийского флота. Одновременно преподавал курс радиотелеграфирования в Минном офицерском классе. Автор нескольких научных работ. Занимался разработками и практическим внедрением крайне важного и нового тогда дела – беспроволочной телеграфии.

В то время специалисты подобного рода были на вес золота, у истоков внедрения радиосвязи на кораблях Балтийского флота стояло всего несколько офицеров. И один из них – лейтенант А.М. Щастный, ставший самым первым руководителем корабельной связи в истории российского флота.

А.М. Щастный
А.М. Щастный

Первую мировую войну Щастный встретил старшим офицером линкора «Полтава». В 1916-м принял командование эскадренным миноносцем «Пограничник». С июня 1917 года - флаг-капитан по оперативной части флота, военного отдела Центробалта. Затем – начальник морских сил флота (командующий Балтийским флотом, с 20 марта по 27 мая 1918 года)…

«Я глубоко уверен, - писал в 1918 году адвокат Жданов, защищавший Щастного в суде - что русское об­щество не забудет безмерные заслуги Щастного, спасшего для бывшей в его мечтах великой России жизнь Балтийскому флоту, и оправдает его». Он оказался прав. А.М. Щастный полностью реабилитирован 29 июня 1995 года.

[1]Дело командующего флотом А.М. Щастного. Белый город. 2013.