Когда молодого человека призывают служить в армию, то прежде, чем он примет военную Присягу, ему нужно пройти курс молодого бойца. Длится этот курс от двух недель до одного месяца. Иногда этот период времени в армии называют карантином. Продолжительность его зависит от рода войск, места их дислокации и ряда других причин.
В 1978 году я поступил в военное училище и стал курсантом. Экзамены сдавал в Пушкинском строительном училище, поэтому нас увезли для прохождения курса молодого бойца куда-то в район Кингисеппа. Учиться же мне предстояло в Тольятти. Почему так и сам процесс поступления в военное училище, я описал в предыдущей статье. Она называется: "Зачисление в курсанты". Если кому-то будет интересно, прочитайте и эту статью.
В конце этой статьи вы найдете, возможно, нечто интересное для вас – оригинальное складывание писем. Когда-то я придумал это сам. Сегодня поделюсь этим с вами.
Прохождение курса молодого бойца в Кингисеппе
Когда нас привезли в Кингисепп, то численность роты была больше, чем должна была остаться в итоге. Тогда мы еще не знали, что очень скоро некоторые ребята будут отчислены и не будут проходить обучение в военном училище. Основная масса отчислений была до принятия военной Присяги. Правда, были и те, кого отчислили уже после ее приема. Но, тогда мы еще не знали, что это обычная практика, набирать численность роты примерно на 20% больше, чем нужно.
Распорядок дня в армии
День в армии начинался с общего подъема. Мы вставали в шесть часов утра. По команде «подъем» нужно было успевать одеваться за 45 секунд и встать в строй. Чтобы не было суеты, для каждого военнослужащего в роте есть личный табурет. Форма складывается на нем определенным образом. Во-первых. В армии во всем существует однообразие. Все должны делать всё одинаково. Даже подушки на кроватях должны лежать строго по одной линии. Во-вторых. Аккуратно сложенная форма на всех табуретах и выглядит красиво, и одеваешься быстрее. Застегивать гимнастерку и ремень можно в момент движения в строй.
Очень важно не только успеть надеть штаны и сапоги, но еще и правильно намотать портянки, которые защищают ноги от нежелательных потёртостей и мозолей. Мне было немного проще. Я умел наматывать портянки еще до того, как поступил в военное училище. Меня научил этому двоюродный брат Володя. Он служил в пограничных войсках. Было время, когда его показывали по телевизору. Он играл в хоккей в нашей сборной, но позже ушел из большого спорта из-за травмы. Мы ходили с ним за грибами. Вот тогда-то он и научил меня правильно наматывать портянки. Рано или поздно, но эту нехитрую науку осваивают все солдаты и курсанты.
Потом, после того, как все встали и построились, начиналась пробежка и физзарядка. Будучи курсантами первого курса, мы должны были пробегать по одному километру, а со второго курса и далее по три километра каждое утро. И это было нормально для нас. Мы бегали, и никто не говорил, что не может или не хочет. Правда, первое время бегать с утра по километру нас приучали тоже постепенно. Выбежали за территорию расположения части, пробежались полкилометра в поле до зарослей кустов. Потом где-то там же поделали физические упражнения и побежали обратно.
Дальше, проще. Сначала нужно умыться и привести себя в порядок, потом следовать на завтрак. После завтрака строевая подготовка. Обед, послеобеденные занятия. Вечером ужин и личное время. Если ты не в наряде, то отдыхаешь со всеми. Можно написать письмо, почитать или поиграть с кем-то в настольные игры. Например, в армии любят играть в шахматы и в нарды.
Вечером обязательное построение на вечернюю проверку. Перед этим должна быть прогулка строем и с песней. Потом отбой. И снова, вроде бы однообразие, режим и все такое. На самом деле в войсках бывают и другие массовые мероприятия. Например, ПХД (парко-хозяйственный день), просмотры фильмов или походы куда-либо. Правда, во время карантина, то есть во время курса молодого бойца, в увольнение никого не отпускают. А ПХД, это когда все занимаются коллективной уборкой и наведением порядка в подразделении, а также на закрепленных территориях. А еще другие хозяйственные работы, наряды. Это только может показаться, что в армии скучно. Скучать там некогда, всегда найдется масса различных занятий и мероприятий.
Строевая подготовка
Сапоги на ногах каждый день. Ничего не скажу, обувь удобная, но непривычная сначала. А тут еще нужно научиться ходить строевым шагом. Нас строили и выводили на плац для занятий. Командовали нами сержанты, временно назначенные нашими командирами из числа старшекурсников.
Самым сложным первое время было упражнение, где нужно было поднимать ногу и тянуть носочек вперед. Поднять и опустить ногу несложно, а вот поднять её и стоять так какое-то время неподвижно, уже сложно. Да и руки должны быть в строго определенном положении.
- Делай раз! - командовал сержант, и все поднимали одну ногу и совершали движение руками. Потом наступала пауза. Все стояли с поднятой ногой, прежде чем нога ставилась на твердую поверхность. - Делай два!
Иногда стоишь вот так, как цапля или непонятно кто и думаешь: "Ну, когда же уже будет два?" А команды все нет и нет. Нога сама опускается постепенно под тяжестью сапога. Но, только опустил одну ногу, как нужно поднять вторую и продолжать держать уже ее. А дальше, движение строевым шагом, повороты на месте и в движении. Постепенно тяжесть сапог уходила, и стоять становилось все легче и легче. До смешного, сколько уже лет прошло, а иногда гуляешь с собакой, но так и хочется пройтись строевым шагом пока никто не видит. Хорошее было время, которое осталось в памяти на всю жизнь.
Потом мы неоднократно ходили строями и участвовали в военном параде в городе Тольятти. Строевая подготовка, это не только шагистика, это и движения с оружием, и военная выправка. Обращали ли вы когда-нибудь, что сначала военная форма висит на новобранцах немного мешковато? Это потом она начинает облегать тело правильно и подчеркивать фигуру военнослужащего. На нас первая форма тоже висела, но мы этого не замечали. Постепенно, она стала выглядеть на нас гораздо лучше, чем в самом начале.
Письма из дома и домой
Наверное, не было ничего радостнее того момента, когда приходили письма из дома. Их ждали все. Но, я получал письма каждый день и отвечал на каждое из них. Мне писала только Лиля, моя девушка, которая в будущем стала моей женой. Она осталась у себя дома в Колпино. Наш роман закрутился так стремительно и бурно, что уже скоро мы решили, что будем вместе всю жизнь.
Когда я уехал из дома, то Лиля была беременна. Она сказала мне об этом в самый последний момент. Боялась, что я не захочу оставлять ее и откажусь от поступления в училище. Возможно, что она была права. Хотя мной всегда руководил разумный смысл. Поэтому трудно сказать сегодня, как бы я поступил, узнав эту новость раньше. Буквально в последние дни, она сказала мне:
Если бы я не поступил в училище, то скоро все равно бы ушел в армию. Хотя, может быть, и нет. Армия могла отложиться из-за скорого рождения дочери. Кто-то может подумать и сказать, что у моей подруги просто был корыстный расчет на то, чтобы стать женой офицера. Нет, она не думала об этом. Вообще, известие о том, что я решил поступать в военное училище, было для нее полной неожиданностью. И узнала она об этом совершенно случайно, в дни похорон, из моей беседы с майором из военкомата. Сам я еще не успел сказать ей об этом. Не до того мне тогда было. Мы искренне любили друг друга.
Во время курса молодого бойца, я не пытался с кем-либо подружиться. Поэтому друзей у меня долго не было. Первое время был вообще необщительным, жил только в своем мире и в своих мыслях. Нет, я разговаривал, отвечал на вопросы, выполнял все команды командиров и начальников. Говорил с кем-либо по мере необходимости. Ни у кого не интересовался его биографией до военного училища и ничего не рассказывал о себе. Меня спросят о чем-то, я отвечу. Нужно спросить самому, спрошу. И на этом все. Причиной этому был ряд событий, которые произошли со мной на гражданке. Сколько бы так было, я не знаю, если бы не одно событие в училище. Но, об этом напишу как-нибудь в другой раз.
- О чем ты пишешь? - спросил меня как-то один из курсантов роты. - О чем можно столько писать каждый день?
- Он, наверное, описывает свой день, как встал, как поел, как в туалет сходил, - пошутил кто-то из курсантов.
- Нет, скажи правду, кому ты постоянно пишешь письма? У тебя так много родственников и друзей? – спросил товарищ, который первым заговорил со мной.
- Мне пишет письма только девушка, - больше некому писать. - Даже отец не знает где я сейчас. Только это неважно.
Я не хотел, чтобы меня стали расспрашивать о родителях, о матери, которая умерла, о родственниках, с которыми я поругался во время похорон. Мой лучший друг учился в Пушкинском училище. Он перешел на второй курс. Мы не переписывались. Кроме Лили я никому не писал. Мы продолжали наше общение и наш роман в письмах.
Необычное складывание письма
Когда-то я придумал, как складывать тетрадный двойной лист, чтобы он легко помещался в обычном конверте. Не нужно было подгибать края. А еще в сложенное письмо можно было что-то положить. Например, календарь, наклейку или небольшую фотографию.
Ребята заметили это и просили научить их. Сначала я отказался учить кого-либо. Конечно, был неправ, но думал тогда иначе. Научить складывать письмо, меня заставил младший сержант, наш заместитель командира взвода. Коротко замкомвзвода или замок, как его иногда называли курсанты между собой.
- Или ты научишь меня тому, как ты складываешь свои письма или будешь всегда на всех работах первым в моих списках стоять. Я тебя постоянно буду ставить в наряды, когда это будет возможно. Все четыре года будешь у меня, как на каторге жить и служить, - сказал младший сержант.
Тогда я подумал, что не стоит портить с ним отношения из-за того, что не научу его складывать письмо особым способом.
- Хорошо, я покажу то, как я это делаю, - сказал я и научил замкомвзвода и других курсантов складывать письма так, как это делаю сам.
Не смотря на это, сержант был на меня зол. Первое время он часто отправлял меня на разные хозяйственные работы в первых рядах. Я понимал это так, чтобы мне в будущем неповадно было противопоставлять себя ему. Ничего не оставалось делать, как мириться и ждать перемен. Я был уверен, что рано или поздно, но они наступят. Как показало будущее, однажды все изменилось. Власть командира, это еще не все, что нужно для того, чтобы быть в авторитете и водить дружбу с другими товарищами по взводу.
Если вы не смогли понять, как складывался правильно лист бумаги, но хотите научиться, тогда перейдите сюда.
Продолжение следует
Одно я усвоил для себя, что раз я пришел учиться в военное училище, то сначала нужно научиться беспрекословно, подчиняться самому, прежде чем начать командовать другими людьми. Нужно было проявить волю и выдержку.
Армейские правила для подчиненных:
1. Командир всегда прав.
2. Если командир неправ, то смотри пункт первый.
Если понравилось, поставьте лайк и не забудьте подписаться на мой канал, если вы еще не подписаны.
Начало - 2 - Продолжение
Читайте другие мои статьи на Яндекс Дзен!
Желаю всем здравствовать!