Иногда добрый дядя, иногда жуткий злодей — Ом Шивпури с легкостью менял амплуа. Один из самых известных актеров Болливуда 1970-х гг., Шивпури прославился благодаря роли манипулятора Вардхана в фильме «Главарь мафии / Дон» (1978).
Сегодня, дорогие читатели, мне хочется поделиться с вами трогательной историей его жизни, рассказанной словами его супруги, актрисы Судхи Шивпури.
Позже они переехали в Джодхпур, где Ом учился и рос. Семья была крайне ортодоксальной: все женщины должны были ходить только под чадрой, а если кто-нибудь из них заболевал, то врача никогда не вызывали. Никто не должен был смотреть на женщин из семьи Шивпури, не то, чтобы прикасаться к ним.
Стоит отметить, что семья была очень большая - под одной крышей жило несколько поколений. Ом был пятым из восьми детей, и доставлял родителям много хлопот.
Он был лидером в кругу сверстников, всегда замышлявшим какие-то неприятности и много прогуливал учебу, поэтому его с позором выгнали из колледжа.
Помню, как он рассказывал, что в школе ставили спектакль и дали ему роль девочки. Его игра была настолько хороша, что все подумали, что это и есть девочка!
В Джайпуре он устроился на Всеиндийское радио, я тоже там работала ведущей актрисой. Мне тогда было лет 14-15 и я была вынуждена зарабатывать, так как с 13 лет на мне легла ноша семьи.
Поклонников у меня было много, все только и ждали, когда объявят мое имя — Судха Шарма. Поэтому, когда меня представили Ому, я просто посмотрела на него и подумала: «О, еще один из тех начинающих актеров, которые пытаются вести себя умно». Я не обращала на него особого внимания.
На радио у меня сложилась репутация эгоистки, поскольку я ни с кем не разговаривала. Но моя мама с утра до вечера сидела на улице и ждала меня, выглядывая, чтобы ни один парень ко мне не подошел — иначе бы она его убила!
Ом был довольно красивым мужчиной. За ним бегали толпы девушек, но я ни разу не видела, чтобы он флиртовал. Поскольку моя мама была рядом, у меня не было шансов даже поздороваться с ним. Мама опекала меня чрезмерно.
Я одна кормила всю семью и работала до поздней ночи всего за 30-40 рупий в месяц. Мне предложили оклад 250 в паре с Омом и я сразу согласилась.
Однажды вечером он подошел и спросил меня, почему я трачу столько времени на работу и почему не заканчиваю учебу. Я была в плохом настроении и просто взорвалась!
«Разве ты не видишь, что я сижу здесь голодная, а ты спрашиваешь про учебу? У меня нет денег, поэтому я работаю!», — расплакалась я.
Поскольку его сестра и брат заканчивали последний год бакалавриата, Ом сказал, что если я захочу, то смогу учиться у них.
Он приносил мне книги своей сестры. До экзаменов оставалось всего четыре-пять месяцев. Он жил напротив моего дома, и однажды пришел домой и встретил мою маму.
Она позволила мне учиться, но обязательно дома. К счастью, я сдала экзамены и получила степень бакалавра.
В то же время Ом подал заявку в Национальную Школу Драмы и поступил. К тому времени нас уже начало тянуть друг к другу. Он сказал мне, что если я подожду его лет шесть, пока его братья и сестры не переженятся, он вернется за мной.
Он также хотел сначала устроиться в жизни и зарабатывать хотя бы 1000 рупий, и только тогда думать о браке. Уезжая, он попросил, чтобы никто не знал о наших отношениях.
Я подумала, что поскольку он уезжает учиться на два года, нет никаких гарантий, что он вернется.
В то же время моя мама была занята поиском мужчин, за которых я могла бы выйти замуж. Однажды Ом приехал и спросил, не хотела бы я тоже поступить в Школу Драмы в Дели.
Убедив маму, я заполнила анкету и поступила. Но мама не была готова уехать из Джайпура. С большим трудом мне удалось убедить ее и добраться до Дели.
Мы были в Дели два года. Там меня тоже учил Ом. Я выпустилась первой, он закончил учёбу с отличием. Еще я получила награду за лучшую женскую роль. Все было настолько хорошо, что он поехал к моей матери и попросил мою руку. Но она была очень расстроена, потому что к тому времени уже свела меня с богатым парнем из моей общины. Я до сих пор помню этот случай.
Парень, с которым моя мать заключила договоренность о браке, приехал ко мне. Это была своего рода помолвка. При этом Ом еще не согласился жениться на мне, я была в затруднительном положении.
У меня не было выбора, кроме как встретиться с тем парнем для помолвки. Но когда Ом узнал об этом, он был убит горем.
Когда я встретила его несколько дней спустя, то была шокирована, увидев его. Он отрастил бороду и выглядел как Девдас. Но я сказала ему, что еще не дала согласия на брак.
В конце концов, в 1968 году, после девяти долгих лет ожидания, я вышла за Ома Шивпури замуж.
Моя мать вскоре приняла его, но его семье потребовалось много времени, чтобы принять меня. Мы оба работали преподавателями культурной деятельности в современной школе в Джайпуре.
Когда мы поженились, многие люди говорили: «Давайте посмотрим, как долго эта театральная девушка будет держаться за своего мужчину. Как она собирается вести домашний очаг?». Но я доказала их неправоту.
Мы много играли вместе, а в 1968 году основали свою театральную труппу и сыграли более 150 пьес. Вы будете удивлены, но я много раз я играла мать Ома. Сам Ом всегда играл разные роли. Его даже занесли в книгу рекордов труппы Шекспира как самого молодого актера, сыгравшего роль короля Лира.
Рождение нашей дочери Риту было самым радостным событием в жизни Ома. Когда меня положили в палату беременной, он два дня не отходил от двери и отказывался ехать домой. Когда родилась Риту, он просто обезумел от радости!
Он делал все: от смены подгузников до ухода за ней. Брал ее с собой всегда и везде. Когда у нас были пьесы, мы сажали ее в ходунки, и она ходила. Иногда она засыпала и просыпалась именно по окончанию спектакля! Как будто ее просто запрограммировали на это.
Переломный момент в жизни Ома наступил, когда мы потеряли Мохана Ракеша — писателя, который был с нами много лет. В тот день Ома начал мучить вопрос - что будет с его женой и ребенком, если с ним что-нибудь случится. Он понимал, что просто играя пьесы много не заработаешь.
Все то время ему часто предлагали фильмы, но он никогда их не принимал. Театр был его жизнью. Актерское мастерство и постановка пьес были его душой. Но после смерти нашего любимого друга-писателя он подписал контракт на два фильма — «Преодоление» (1972) и «Пароль «Голубой лотос» (1974).
Мне тоже до свадьбы поступали предложения, но он сказал мне: «Решай, женитьба или фильмы». Я подумала, что и так ждала девять лет, и что лучше выйти замуж.
В 1974 году, взяв с собой всего 1500 рупий, Ом уехал в Бомбей. Через год он уже купил собственный дом. Когда я приехала к нему, этот дом был совершенно пуст. Пришлось начинать с нуля. К тому времени он подписал контракт на семь-восемь фильмов.
А потом снимал по 15 фильмов в месяц, но все же имел достаточно времени для семьи. Он был очень дружелюбным человеком. Часто собирал друзей у нас дома и играл с ними в карты. Он был семьянином. Когда возвращался со съемок, всегда проводил время с детьми.
Мне было скучно в Бомбее, но, к счастью, у меня появилась пьеса Макса Мюллера «Кот в сапогах», где я играла роль кота.
Когда Ом выезжал на съемки, то очень тосковал по дому и звонил по крайней мере два раза в день. Много раз он брал нас с собой. Но всегда только за свой счёт. Он никогда не позволял продюсеру платить ни за что, начиная с напитков и заканчивая едой и сигаретами. Многие продюсеры до сих пор очень уважают его.
Ом был преданным отцом, брал с собой детей всякий раз, когда уезжал на спектакли за границу. Риту была любимицей Ома, очень к нему привязана.
На одной из съемок на открытом воздухе ему стало плохо от высокой температуры, но он не хотел останавливать процесс и подводить команду, поэтому работал до последнего.
В итоге ему стало хуже и его увезли на скорой. Врачи подтвердили, что это пневмония. Он рвался домой, но доктора отказались его выписывать, потому что он еле мог ходить. Каким-то образом я вернула его в Бомбей. Вскоре он выздоровел и стал прежним, шутил и играл с детьми.
Через несколько дней он уехал в Мадрас на съемки фильма «Цветы превратились в искры» (1991). Позвонил мне около 11 часов вечера и попросил разрешения сыграть в карты.
Я сказала ему, что если кто-нибудь его услышит, то будет смеяться над ним за то, что он спрашивает мое разрешение.
Это был последний раз, когда я слышала его голос. Утром мы узнали, что он скончался от сердечного приступа. 16 октября 1991 года.
Мне больно от того, что меня с ним не было. Больше всего пострадала Риту. Даже сегодня она плачет, вспоминая отца. Но мне удалось взять себя в руки и вернуть свою жизнь в нормальное русло.
Я молю Бога, чтобы у каждой женщины был муж, похожий на Ома Шивпури. Любящий муж, преданный отец и заботливый друг.
Продолжение в комментариях...