Найти в Дзене
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

3 компонента диалога

Оглавление

Представьте, обсуждаете вы с кем-то важный вопрос, а вас словно не слышат, ваши слова игнорируют. Что делать в этих случаях? Давайте разбираться.

Сперва несколько слов о причинах. Любой диалог имеет 3 компонента:

  • сами факты;
  • интеллектуальная сервировка;
  • эмоциональная начинка.

Однако в каждом случае пропорции их различны. Давайте на примерах. Вот как разные собеседники могут ответить на вопрос «который час?»:

«Пять минут шестого».
«По Гринвичу сейчас время второго завтрака – лучшее время для прогулок у моря или для творческих поисков, когда сознание ясно и бодрость неиссякаема».
«Сейчас хорошо судак клюёт».
«Шляетесь тут по потемкам да ещё к прохожим пристаёте!»
«Что вы хотите от бедной и несчастной женщины?!»

Цели собеседника

Зачастую непонимание при беседе возникает из-за разности целей говорящих. Искусство вести продуктивную беседу во многом определяется пониманием того, что стоит за произнесёнными фразами – мотивов и потребностей собеседника.

Обмен мнениями и информацией. Цель – узнать факты для принятия решения. Для этого реплики строятся однозначно. Собеседников, отвлёкшихся от сути, возвращают к теме прямым вопросом «так да или нет?»

Демонстрация компетентности. Цели – найти ценителя или единомышленника. Первоначальная тема – лишь повод. Предлагается определённый стиль беседы. Используются термины, сленг, жаргон. Если вы понимаете, о чём речь – значит вы свой. От собеседника ждут внимания, взаимного восхищения, понимания. В этом случае важна не информация, а состояние «особенной встречи». Факт будет замечен только при соответствующем оформлении. Прервать подобное общение можно, используя канцелярский тон.

Выплеск эмоций. Цель – монолог для привлечения внимания, а то и шантаж общественным мнением. Как правило, яркие фразы заучиваются и используются многократно, мишени – выбираются заранее. На один факт нанизывается масса домыслов. Всё направлено на подтверждение собственной уникальности в прямом (я – самый лучший / худший) или переносном (все вокруг – плохие) варианте. Единственное, что может услышать такой собеседник – выражение согласия. Хотя бы в виде фраз «это действительно особый случай», «я постараюсь вам помочь», «я понимаю ваши чувства».

Формальная реакция. Цель – как-то отреагировать на форс-мажор: назначить виновного, подхлестнуть остальных, обосновать трудное решение или, напротив, обозначить торжество, соблюсти приличия или ритуал. Беседа (чаще – монолог) проходит по подготовленному сценарию, не реагируя на разъяснения, оправдания. Содержание не так важно, как форма, поддержание традиции. Участникам такой встречи остаётся просто соблюсти правила, принять назначенную роль.

Правило коктейля

Уточню: нет «чистых» форм беседы. В зависимости от личности собеседника и требований ситуации получится «коктейль» целей. Однако ориентироваться в том, что сейчас преобладает, вы теперь можете. Как этим пользоваться – выбирать вам!