Я много пишу об истории монастырей, их легендах и преданиях, упадке и возрождении. Но чаще всего стараюсь обходить тему «отношений» монастырей с властью, зачастую не особо лицеприятную. Но, наверное, пришло время об этом поговорить. И в самом начале уточню, что я не хочу никого судить, не делаю никаких выводов и вас призываю относиться к этому тексту как историческому очерку. И учитывайте контекст эпохи: другие времена, другие нормы морали и этики, другой уровень свобод и понятия о человеческой личности.
⠀
Ни для кого не секрет, что с момента своего создания русская церковь была неотделима от власти. В ходе многовековой истории были моменты, когда царь и власть дистанцировались друг от друга, но это не меняло их коренной исторической связи: церковная власть влияла на царей (а в случае царей слабых фактически брала на себя управление государством), светская же власть всегда имела возможность надавить (разными способами) на церковь, чтобы получить необходимое.
⠀
Возможно, следовало начать с монастырских тюрем, но как-то я пока не готова уйти в эту тему, хотя вернусь к ней. Вскользь лишь упомяну, что ссылать в монастыри можно было без суда и следствия, выжить там было практически невозможно, а выйти на свободу — нереально — ссылка была пожизненная. Ссылали старообрядцев, неугодных жен, бойких братьев и провинившихся приближенных, оступившихся служителей церкви и противников режима. В интернете есть списки монастырских тюрем, посмотрите, это интересно. Но сегодня мы посмотрим на историю Борисоглебского монастыря, в число тюремных не входившего, но не избежавшего такой славы.
⠀
Борисоглебский монастырь до реформ Екатерины II был одним из богатейших в России. И это не случайно — Рюриковичи считали его «домашним» (они были в родстве с ветвью Бориса и Глеба), передав любовь к нему и первым Романовым. Но не все так просто с этой любовью.