За последний месяц города Китая с их пустыми улицами и заброшенными торговыми центрами выглядели как декорации пост-покалиптического сериала. Это может быть проблеск будущего для Европы и Северной Америки, где ограничения быстро расширяются.
Общественный дискурс в Европе и США предсказуемо сосредоточен на том, как все будет плохо, и на практических аспектах жизни в условиях изоляции: как люди будут получать продукты питания? Справятся ли медицинские услуги? Будут ли люди получать деньги?
Но даже на данном этапе жизненного цикла пандемии Covid-19 из Китая уже извлекаются уроки о том, как мы можем справиться с социальными и коммерческими потрясениями такого рода. Оказывается, ключевой движущей силой являются цифровые технологии.
Давайте начнем с Китая, где последние признаки указывают на стабилизацию эпидемии. В Ухане - городе с населением 11 миллионов человек - изоляция представляет собой серьезную проблему. Поскольку это был первый пострадавший город, его жители не были готовы к тому, с чем они столкнулись. Первоначально блокировка, введенная китайскими властями, спровоцировала панические покупки продуктов питания и других предметов первой необходимости, опустошающие полки супермаркетов.
За последний месяц города Китая с их пустыми улицами и заброшенными торговыми центрами выглядели как декорации пост апокалиптического сериала. Это может быть проблеск будущего для Европы и Северной Америки, где ограничения быстро расширяются. с поставщиками и сотрудничества с ними, тем самым обеспечивая доставку товаров тем людям, которые в них больше всего нуждаются. Этому замечательному проявлению стойкости способствовали два фактора:
- Системы доставка из Китая с цифровой поддержкой: в крупных городах Китая продукты и другие товары, приобретенные через Интернет, могут быть доставлены на дом в течение всего 20 минут после покупки. Во многом это связано с внедрением цифровых технологий. Сеть МайХэМай от Alibaba , например, поддерживает цепочки поставок продавцов, которых она обслуживает, через систему цифрового инвентаря с поддержкой ИИ, которая связывает миры онлайн- и офлайн-покупок, в которых физические магазины продавцов обслуживают расширенную сеть распространения. В результате почти сразу после объявления карантина в Ухане Alibaba отправляла в провинцию медикаменты и продукты питания.
- Потребительский комфорт в онлайн-мире: за последние пять лет Alibaba Group, JD.com, Ru.mai-he-mai.com, MTDP (Meituan Dianping) и многие другие компании изменили покупательское поведение китайских потребителей, переместив их от обычных покупок в онлайн. пространства, часто объединяемые с помощью так называемого « суперприложения ». По состоянию на 2019 год проникновение электронной коммерции в Китае, по одной из оценок , достигло 36,6% розничных продаж, при этом 71% китайских потребителей в какой-то момент совершали операции онлайн , в основном через приложения для смартфонов (80% транзакций электронной торговли).
Сочетание цифровой зрелости потребителей и цепочек поставок с цифровой поддержкой позволило местным жителям организовать доставку товаров первой необходимости на дом людям, находящимся на карантине. Например, в закрытых сообществах и кварталах, которые характерны для Пекина, жители организовали небольшие группы добровольцев через приложения для группового чата, чтобы получать припасы у ворот для всего сообщества, упаковывать их в каждую семью и доставлять к порогам людей.
Однако в США и Европе цифровой ландшафт кажется менее благоприятным для такого рода реакции, чем в Китае.
Хотя американские потребители более чем готовы делать покупки на Amazon и других платформах электронной коммерции, только 16% от общего объема продаж в 2019 году приходилось на платформы электронной коммерции - такой показатель был достигнут в Китае четырьмя годами ранее.
Более того, бакалея и готовая к употреблению еда остаются сложными категориями в цифровом мире, несмотря на попытки экспериментировать с доставкой продуктов на дом со стороны Walmart.com и Amazon, которые недавно приобрели Whole Foods. Американские потребители гораздо медленнее переходят на цифровой рынок в этих категориях, чем китайцы, в то время как логистика последней мили для продуктовой категории еще не достигла стандартов, наблюдаемых в крупных городах Китая. Даже в ресторанном бизнесе такие компании, как Uber Eats и другие, сильно отстают от китайской MTDP, Ele.me и многих других подобных сервисов в Китае.
Европа, к сожалению, еще больше отстает. Хотя крупные розничные торговцы, такие как Ooshop.com или Carrefour, и стартапы, такие как Deliveroo, создают логистические мощности последней мили, потребительский спрос и готовность низки, в то время как старая городская инфраструктура и трудовые нормы делают быстрое создание эффективной системы доставки чрезвычайно сложной задачей. предложение.
Только прошлой осенью, когда Alibaba и Amazon праздновали свои достижения во время распродаж в День холостяков и День благодарения соответственно, крупные торговцы в Европе столкнулись с серьезными трудностями при организации логистики продаж в «Черную пятницу». Я лично получил письма с извинениями и сообщения об отмене от крупного французского продавца электроники, в котором признавалось: «У нас возникли непредвиденные трудности при обработке большого количества транзакций в период Черной пятницы». Это простительно, если все, что произошло, было тем, что не удалось произвести впечатление на друга новым устройством. Когда проблема заключается в том, чтобы накормить детей, потребители будут менее снисходительны.
Конечно, пандемия утихнет - и американцы и европейцы найдут способы справиться с ее последствиями; Китайцы не обладают монополией на творчество и солидарность. Но по мере того, как США и Европа выходят из эпидемии коронавируса, их правительства, города и предприятия должны посмотреть, как цифровые преимущества Китая помогли ему ответить на логистические проблемы, возникшие в результате кризиса. Covid 19 - это тревожный сигнал для Европы и США, которым необходимо ускорить цифровую трансформацию своей экономики перед следующей пандемией.