51,7K подписчиков

"Рабочий и колхозница": как знаменитая советская скульптура оказалась рядом с Эйфелевой башней

893 прочитали

«Рабочий и колхозница» — один из самых известных памятников, созданных во времена СССР. Даже те, кто никогда не был в Москве, знали о его существовании: изображение скульптуры можно было встретить в прессе, на почтовых марках, спичечных коробках, значках и, конечно, на заставке «Мосфильма» (для киностудии была изготовлена уменьшенная гипсовая копия).

© Derzsi Elekes Andor / CC BY-SA 3.0; Art-and-Air / CC BY-SA 4.0
© Derzsi Elekes Andor / CC BY-SA 3.0; Art-and-Air / CC BY-SA 4.0

После реставрации, завершенной в 2009 году, общая высота сооружения, установленного на ВДНХ, увеличилась почти в два раза — примерно до 60 м. Таким образом, постамент вернулся к своим исконным размерам — 34,5 м. Именно с такой высоты в 1937 году рабочий с колхозницей смотрели на нацистского бронзового орла, который восседал на огромной башне; а между ними возвышалась 300-метровое детище Гюстава Эйфеля, ставшее к тому времени главной городской достопримечательностью.

© public domain
© public domain

Да, именно во Франции знаменитый советский монумент впервые предстал перед общественностью. Работа скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана получила тогда самые высокие оценки со стороны экспертов и обычных посетителей очередной Международной выставки, которая в тот год была посвящена достижениям в области искусства и техники.

Произведение советских мастеров настолько поразило французов, что те и вовсе хотели оставить памятник у себя. Если бы руководство СССР удовлетворило желание Парижа, то «Рабочий и колхозница» имела бы совсем другую прописку. Однако скульптура вместе с постаментом вернулась на родину своих создателей, правда, несколько в ином виде.

© public domain
© public domain

Началось все в 1936-ом, когда Советский Союз наряду с десятками стран был приглашен на Всемирную выставку. Партийное руководство решило основательно подойти к мероприятию, дабы продемонстрировать перед всем миром свое величие — те значимые успехи, которые молодому государству удалось достичь в области науки и техники за столь короткое время.

Однако само оформление павильона, учитывая направленность выставки, занимало центральное место. И здесь принципиальным моментом было не проиграть Германии. Примечательно, что последняя увеличила высоту своего павильона на десять метров лишь после того, как узнала размеры советского сооружения.

© Clay Gilliland / CC BY-SA 2.0 (Слева - павильон СССР в Париже в 1937 году; справа - монумент «Рабочий и Колхозница» на новом постаменте в Москве в 2014 году)
© Clay Gilliland / CC BY-SA 2.0 (Слева - павильон СССР в Париже в 1937 году; справа - монумент «Рабочий и Колхозница» на новом постаменте в Москве в 2014 году)

В СССР перед выставкой провели конкурс на лучший проект. Среди ряда работ именитых архитекторов предпочтение отдали оригинальной идее Иофана. Чуть позже к работе подключилась Мухина, которая и создала под вдохновением античных скульптур знаменитую пару. Правда, ее первоначальный вариант пришлось откорректировать в согласии с высокими нравственными ценностями, накинув на рабочего и колхозницу одежду.

Собирать металлическую статую начали в Москве за два месяца до начала выставки. После того как 24-метровая конструкция была готова, ее разрезали на 65 частей и доставили поездом в Париж. На повторную сборку ушло одиннадцать дней. В отличие от распространенной тогда практики применять при монтаже заклепки, советские специалисты решили использовать сварку. Особый метод и специальное для этого оборудование были разработаны инженером, д.т.н. Петром Львовым.

© Artem Svetlov / CC BY 2.0 (Монумент «Рабочий и Колхозница» на прежнем постаменте в 2002 году)
© Artem Svetlov / CC BY 2.0 (Монумент «Рабочий и Колхозница» на прежнем постаменте в 2002 году)

25 мая 1937-го состоялось открытие выставки. За полгода павильон СССР длиной 150 м посетили тысячи человек. Они могли воочию видеть плоды индустриализации, среди которых были паровоз «Иосиф Сталин» — самый быстрый среди пассажирских в Европе; гусеничный трактор «Сталинец», легковой автомобиль ГАЗ М1, представительский семиместный ЗИС-101 и др.

Впечатлили гостей и различные архитектурные проекты, представленные на мероприятии. Однако главное, что запоминалось большинству и становилось основной целью иностранных журналистов — сам павильон и его величественная скульптура.

© AlexanderKonov / CC BY-SA 3.0
© AlexanderKonov / CC BY-SA 3.0

После завершения мероприятия монумент демонтировали, причем сделано это было с некоторыми ошибками, из-за чего повредили отдельные элементы; впоследствии их пришлось заменить на новые. В Париже перед транспортировкой конструкцию разрезали на 44 части.

Уже в третий раз памятник собрали в 1939 году к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Правда, постамент в этот раз был значительно скромнее, и сама скульптура, по мнению ее автора, выглядела слегка нелепо. Лишь спустя ровно 70 лет, «Рабочий и колхозница» вернулась на прежнюю высоту.

Читайте: Построено в Индии: самая высокая статуя на планете