Найти в Дзене

Саша

глава 11

НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В связи с тем, что весь наш выпуск (2-е группы) был оставлен в городе Казани, то мест работы по специальности было очень мало, а поэтому выпускников устраивали как попало и куда попало: кого на рабочие места - сварщиками, контролёрами (даже не по специальности). Нину с 1.08.1957 г. с подругой устроили сборщиками-клёпальщиками на клепальные работы в клепально-сборочный цех №6. Впоследствии (с 25.03.1958 г.) она перешла на работу в соседний цех №8 контролёром на клёпку носовых частей вертолётов, а через некоторое время (с 23.02. 1962 г.) перешла работать в цех №5 лакокрасочных и гальванических покрытий термистом по термообработке цветных металлов. А с 12.09.1964 г. была назначена инженер-технологом по термообработке, а затем инженер-технологом по сварочным работам - точечной и роликовой сварке сталей и алюминиевых сплавов, а также по химической подготовке под сварку алюминиевых сплавов, где и проработала на вертолётном заводе вплоть до увольнения с завода (с 1.09.1976 г.).

Я поступил на работу 6.08.1957 г. по отношению к другим выпускникам с некоторым опозданием (не помню причину), когда все распределённые на вертолётный завод были уже определены на различные виды работ. В отделе кадров руками стали разводить, не зная, куда меня направить - такой был наплыв незапланированных выпускников. Как говориться, наверное на счастье, встретил Гринина (он учился в одной группе). Гринина устроили в цехе №11 (слесарно-сварочном) сварщиком на маленький немецкий пневматический точечный аппарат для сварки сталей. Он посоветовал мне попроситься в этот цех. Я снова пошёл в отдел кадров и попросил, чтобы меня направили в этот цех. Так и сделали. Когда я пришёл к начальнику цеха Еникееву (имя и отчество не помню) с направлением, то он долго вертел его в руках, не зная, что со мной делать. Потом вызвал мастера с участка слесарно-сварочных работ и сказал ему, чтобы меня определили учеником на ручную аргонодуговую сварку нержавеющих сталей. Так я проработал около полгода учеником.

-2

Затем сдал образцы сварки для аттестации на сварщика с помощью моего наставника, образцы прошли все испытания. В связи с тем, что у меня был диплом по специальности сварочного производства, то аттестационная комиссия не собиралась, и мне присвоили сразу 4-ый разряд по аргонодуговой сварке. Так я стал профессиональным электросварщиком. В основном мы были связаны со сваркой выхлопных коллекторов из нержавеющей стали вертолётов, ну и приходилось выполнять работы по ручной электродуговой сварке обмазанными штучными электродами различных сталей.

Сварщики нашего участка были из «простого» народа, поэтому были любителями и выпить на рабочем месте и мне часто предлагали тоже выпить, но я отказывался, помня (по словам матери), что отец мой был большим любителем выпить, и я не хотел быть таким же. Так, в общем, я всю дальнейшую жизнь практически всегда отказывался от бесцельных выпивок. В основном я выпивал только 2-3 рюмки и то очень редко – не более 2-3 раз в году, за исключением периода работы в отделе главного металлурга (в первые года, когда я с группой ребят после работы ходил в киоски недалеко от завода и всей компанией выпивали по стакану красного вина (портвейна), а потом шли по своим домам).

В 1958 году у меня был 8-ой приступ аппендицита (очень сильный) и с имеющимся у меня направлением районного врача поликлиники я пошёл в стационарную больницу. В общем, там сделали мне операцию по удалению аппендикса. Хирург показал тут же мне удалённый аппендикс – 4-5-ти мм «червячёк». После заживления послеоперационного шва, через некоторое время, я мог снова играть в волейбол и футбол.

После выписки из больницы, после положенного лечения в послеоперационный период, я снова вернулся в цех на своё рабочее место. В это время на завод поступила заявка от администрации города о выделении ряда рабочих специалистов для оказания помощи механическому заводу в изготовлении узлов для картофельноуборочной техники для сельского хозяйства. И меня, как сварщика, направили в помощь на этот завод. Работа моя заключалась в ручной электродуговой сварке штучными электродами транспортёров к картофелеуборочному агрегату для очистки картофеля от земли и ботвы.

-3

Работа была напряженная (конвейерного типа) – всё время, стоя на ногах с перерывами только на обед, а я ещё не оправился после операции, и мне было тяжело выдержать такой темп (шов побаливал). Пришлось просить администрацию завода, чтобы меня отпустили на свой завод. Они долго не соглашались, но, в конце – концов, отпустили и я вернулся в свой цех. К этому времени наш цех, который находился в Кировском районе около Петрушкиного разъезда, готовили к переезду на филиал, находящемуся в Ленинском (сейчас переименованном в Авиастроительный) районе. Меня направили туда для производства всевозможных сварочных работ по оказанию помощи строителям в организации территории цеха. Однажды я производил сварочные работы по организации склада для материалов. Всё это ещё было вскоре после прибытия с механического завода, когда я ещё был физически слаб после проведённоё операции. Один раз случайно задел стойку стеллажа и на меня упали доски. Тут я перепугался, думал, что шов у меня мог разойтись. Ну, ничего, вроде бы всё обошлось.

-4