Найти тему
Библио-лаборатория

"Человек без лица" - лучший роман о телепатии

«Человек без лица» - первый ( и по мнению многих критиков лучший) роман Альфреда Бестера вышел в далеком 1952 году и с ходу стал первым лауреатом только что учрежденной премии «Хьюго» как лучший фантастический роман. На самом деле в оригинале роман называется The Demolished Man и на русский язык его правильнее перевести как «Разрушенный человек», и более новый вариант перевода так и называется… Однако я читал оба, и мне гораздо больше нравится первый, поэтому от него я и буду отталкиваться.

Завязка и сюжет романа на первый взгляд не слишком усложнены: мир будущего, в котором человечество разделилось на обычных людей и эсперов — телепатов, способных читать мысли друг друга и окружающих. Эспер-лига с ее железным морально-этическим кодексом держит своих членов в строгом ошейнике, не позволяя использовать дар ради нечестного обогащения или во вред посторонним, хотя и в ней, само собой, существует радикальное крайне правое крыло, откровенно двигающее недоброй памяти идейки о «высшей расе» и «мировом господстве». Впрочем, это противостояние, хоть и играет довольно важную роль в сюжете, все-таки совершенно вторично.

Главное — противостояние могущественного (фактически самого могущественного в Солнечной Системе) магната Бена Рича, замыслившего убить своего главного конкурента, и следователя и эспера высшей категории Линкольна Пауэлла, который должен собрать улики на Бена Рича и предать его правосудию (свидетельства эсперов о прочтенных мыслях в суде доказательством не считаются, как в современном суде — показания с чужих слов).

-2

Тяжело раненный еще в школе Достоевским русскоязычный читатель сразу же усмотрит в произведении Бестера явную параллель с «Преступлением и наказанием», и не мудрено. Из уст Бена Рича неоднократно и практически прямым текстом вырывается знаменитое «тварь ли я дрожащая или право имею», да и мотивы его в итоге оказываются не столько корыстными, сколько эмоциональными… Но не буду сильно спойлерить. Все-таки по общему сюжетному шаблону «Человек без лица» - это детектив.

Роман не зря стал первым самого престижного литературно-фантастического ордена. Бестеру удалось почти невозможное — написать научно-фантастический роман вне времени, в котором практически отсутствуют технические архаизмы (наподобие звездолетов на лампах и суперкомпьютеров с перфолентой). Впервые я читал его в восьмидесятых годах, потом несколько раз перечитывал, в последний раз — в этом году, и меня по-прежнему ничто в нем не «царапает».

Почему-то обожаю винтажные обложки  старых англоязычных изданий. По-своему они очаровательны.
Почему-то обожаю винтажные обложки старых англоязычных изданий. По-своему они очаровательны.

Я уже писал о другом знаменитом романе Бестера - «Тигр! Тигр!», и отмечал, что Бестер — настоящий мастер «пиротехнической» прозы (впоследствии этот стиль отточил до бриллиантового блеска Сэмюэль Дилэни). В полной мере это проявилось и в «Человеке без лица». Психоделические кошмары Бена Рича, сама его фигура — демонического пассионария, не воплощения животной злобы и мести, как Гулли Фойл, а настоящего Люцифера, ниспровергателя основ мироздания (кстати, практически в буквально смысле, но это тоже спойлер), и мастерская, поистине филигранная передача «телепатической речи», все эти «плетенки», «лесенки» и прочее из словомыслей (отдельный респект переводчику), мыслеблоки из идиотских стишков и песенок — это чистый Бестер 999-ой пробы.

Кстати, помимо явной связи с Достоевским, в романе, как мне кажется скрывается и куда более древний мотив — трагедии о царе Эдипе. Но — спойлеры, спойлеры!

А иногда не очаровательны, а .... Ну, в общем, мда.
А иногда не очаровательны, а .... Ну, в общем, мда.

Главное же, ради чего вообще был написан роман, раскрывается в конце в этом диалоге:

- Если у человека хватило смелости в таланта, чтобы переть против общества, он, несомненно, незауряден. Его нужно ценить. Исправьте его и превратите в положительную величину. Зачем его уничтожать? Если мы станем разбрасываться такими людьми, так у нас, чего доброго, останутся одни овцы.
- Не знаю. Может, в те времена им и нужны были овцы.

А вы уверены, что вы не овца, и что ваши мысли никто не подслушивает? Я знаю одно верное средство от «мыслепрослушки»:

Три два раз — а ну еще,
Три-четыре — горячо.
Ах ты камбала, не вобла,
Гляди в оба, гляди в оба.
И когда сказал четыре,
Получилсиняк под глаз.
Три, четыре, три, два раз, а ну еще…

P.S. Кстати, на этот стишок группа «Странные игры» написала песню. Послушайте, если вы не знакомы с этой группой — будете удивлены )

А какие захватывающие книги о телепатии вы читали и запомнили? Делитесь в комментарий, и не забывайте поддерживать канал лайком и подпиской!