Удивительный подход к определению сути социальных льгот демонстрирует московское правительство. Многое объясняющий. В конце сентября социальные карты на льготный проезд в московском транспорте были заблокированы. Сложно сказать, чем руководствовалось московское правительство отменяя эту льготу. Но сам подход вызывает, мягко говоря, недоумение. В сети можно найти много мнений, в том числе юристов, которые ставят под сомнение правовые основания подобной отмены. Но хочется сказать не об этом. Отправив пенсионеров из группы риска на самоизоляцию, власти не обеспокоились вопросом о том, что все люди так или иначе вынуждены передвигаться для обеспечения своей жизнедеятельности. Так или иначе есть необходимость в передвижении, походов в магазин, поликлинику и прочее. И вот, московские власти лишают обычных пенсионеров социальных льгот, но от этого необходимость в передвижении не исчезает. А может даже наоборот. Чтобы сохранять стойкость организма к инфекциям нужно сохранять психологическое и физическое состояние в хорошей форме, хорошо питаться, иметь теплую одежду в период усиления рисков вирусных заболеваний, гулять и проводить определенное время на свежем воздухе.
То есть льготный проезд у большинства обычных пенсионеров отобрали. Речь не о льготниках, а обычных пенсионерах. А что взамен? Московская мэрия никак не компенсировала им ту часть средств из пенсий, которые они теперь вынуждены тратить на транспорт и которые они могли бы потратить на укрепление своего здоровья. Ни дополнительных лекарств или витаминов для группы риска, ни одной маски не дало правительство. То есть ничего. Выплаты весной давно потрачены. Спрашивается, в чем тогда поддержка, о которой так часто говорят с голубых экранов?
Совсем уже выходящим за всякие рамки представляется инициатива возврата льготного проезда в качестве поощрения за участие вакцинации. По сути – это плата за участие в некотором мероприятии с определенным риском для жизни. Ведь эффективность вакцины даже по официальным данным оставляет около 5% на возможные осложнения для здоровья. Понятно, что город экономит значительные ресурсы, отменяя льготы, поскольку данные затраты составляют значительную часть расходов бюджета. Согласно трехлетнему бюджету на 2019-21гг. г. Москвы, льготный проезд на городском пассажирском и пригородном ж.д. транспорте обойдется бюджету в более 292 млрд. руб. затри года или примерно в 100 млрд. руб. в год. Непонятно, правда, откуда берется такая сумма с учетом того, что льготников 3,3 млн. человек. Но это так, к слову. Тем не менее, на ум приходят другие источники, где можно было найти необходимые суммы. Например, дорогостоящий перевод с троллейбусов на электробусы.
Но суть даже не в арифметике и бухгалтерии. А в моральном аспекте. В прошедшем году страна отметила годовщину великой победы. Несмотря на пандемию отмечали пышно и торжественно. Память о войне и скорбь по погибшим стали священными. Официальные лица не устают повторять о великой победе и ветеранах. Возможно память о войне единственно что реально способно сплотить общество при всем неравенстве и противоречиях. И в этот год годовщины по сути льгот на проезд лишают поколение, которое при своей жизни либо застало войну, либо глотнуло тяготы, связанные с войной, с восстановлением страны в послевоенные годы. Получается, как в произведениях про периоды дикого капитализма: «Выживает сильнейший». А что со «слабыми»? В чем реальная поддержка старшего поколения, наиболее уязвимого в текущий период? Где прямые выплаты, как на детей? Продукты для поддержания рациона не только для стоящих на учете в органах соцзащиты, с пенсиями ниже прожиточного минимума и находящихся на карантине, а для всех пенсионеров, которых большинство?
Но почему не оставили хоть какие-либо льготы? Например, могли бы ограничить число льготных поездок в месяц или доплачивать пенсионерам к пенсии фиксированную сумму из расчета оплаты определенного количества поездок. Это было бы справедливо и гуманно. Понятно, что действия московских властей в целом вписываются в жесткий подход власти к тратам в пандемию. Экономия была поставлена во главу угла. Мало найдется стран, где бы принимались новые налоги в качестве сопутствующих карантину мероприятий. Страшно фантазировать в этом направлении, но в эту логику, например, укладывается теоретическое сокращение пенсий чтобы у пенсионеров оставалось меньше средств на поездки в транспорте. Но есть и другой аспект в этой истории, не экономический, а скорее системный. Столь вольное обращение со льготами, все больше усиливает подозрение в том, что истинным мотивом их отмены являются не соображения безопасности граждан, а банальное желание сэкономить. Отсюда – другие подозрения. Московские власти рассматривают данные льготы как инструмент управления городом и взаимодействия с гражданами. То есть это деньги не людей, а властей. Хотим даем, хотим отбираем, хотя не мы и вводили льготы. Люди у нас такие, с ними иначе нельзя. Вопросов много, а вот ответов…Вот такая печальная история.