Два столетия назад Карамзин привез в Петербург рукопись «Истории государства Российского».
Почти тринадцать лет блестящий литератор, журналист, известный всей России издатель «Вестника Европы», самого популярного «толстого» журнала своего времени, провел в «добровольном заточении» среди архивных манускриптов и летописей.
Изучение прошлого и правдивый, честный рассказ о нем – миссия, которую Карамзин обязывался выполнить, не считаясь ни с какими самоограничениями.
А ведь их было немало: если «Вестник Европы» приносил Николаю Михайловичу стабильный ежегодный доход шесть тысяч рублей, то назначенное царем содержание не превышало двух тысяч. Добавим к этому слабое здоровье, большую семью, неустроенность быта...
Карамзин не был первым историком в России: XVIII век знал имена В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова и многих других «служителей Клио». Но именно Николай Михайлович, обладая блестящим талантом писателя, сумел превратить историю в увлекательное повествование, захватывающее даже самого неподготовленного читателя.
Искусно сочетая точность фактов с литературностью изложения, он создал произведение, оказавшееся для многих настоящим откровением.
В знак особого доверия к автору император Александр I распорядился печатать «Историю» без предварительной цензуры.
По высочайшему повелению тома «Истории» набирались в трех типографиях (Сенатской, Военной и Медицинской) неслыханным для того времени тиражом три тысячи экземпляров (стандартный тираж книг не превышал 1200).
«Читаю корректуру до обморока», – писал Карамзин в марте 1817 года. Титанический труд продолжался еще почти год, когда книги наконец поступили в продажу.
Успех превзошел все ожидания. Огромный тираж полностью разошелся за три недели. «Историю» Карамзина буквально на одном дыхании читали и в столице, и в провинции.
«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную... Несколько времени ни о чем ином не говорили», – свидетельствовал А. С. Пушкин.
Для современников Карамзин стал «Колумбом», первооткрывателем прошлого, сделавшим его близким и понятным для читающей России.
«Оказывается, у меня есть Отечество!» – восклицал известный граф Ф. И. Толстой (Американец), подразумевая, что именно Карамзин, по сути, впервые ознакомил с историей «просвещенные» слои российского общества.
Каждый опубликованный том «Истории государства Российского» сопровождался научными комментариями автора. По сути, он предложил два способа освоения прошлого – научный и литературно-художественный, мастерски тонко владея обоими.
В 1821 году в Петербурге был издан 9-й том «Истории», полностью посвященный царствованию Ивана Грозного и снискавший Карамзину уважение среди будущих декабристов непредвзятым взглядом на царя-деспота.
«Ну, Грозный! Ну, Карамзин! Не знаю, чему больше дивиться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацита», – писал восхищенный К. Ф. Рылеев.
Еще через три года Карамзин издал 10-й и 11-й тома. Последний, 12-й, том «Истории государства Российского» увидел свет уже после смерти автора в 1829 году.
По материалам рубрики «Наследие» авторов Анны и Юрия Манойленко.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.